Материалы по дисциплине История для студентов ШЭМ 2019-2020 уч.год
Семинарские занятия (18 час.)
Занятие 1. Вводное занятие (организационное) (2 час.)
Занятие 2. «Ремесло историка» (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-обсуждение в группах (5 % рейтинга)
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Откуда мы знаем о прошлом – способы и формы сохранения исторической памяти; приемы получения и анализа исторической информации.
2. Понятие «исторический источник».
3. Типы и виды источников по истории России.
4. Письменные источники – основа исторических исследований:
а) летопись как источник по истории Древней Руси (на примере Повести временных лет);
б) законодательство как исторический источник (на примере Конституции СССР 1936 г.);
в) делопроизводственные документы как исторический источник (на примере протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б));
г) материалы личного происхождения как исторический источник (на примере дневников Николая II);
д) акты как исторический источник (на примере купчей на семью крестьянина).
Занятие 3. Формирование единого русского государства. Московское государство в эпоху Ивана III и Ивана IV (2 час.), с использованием
метода активного обучения – семинар– обсуждение в группах (5 % рейтинга)
Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:
1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки объединения русских земель в единое государство.
2. Преобразовательная деятельность Ивана III. Почему его при жизни называли Великим?
3. «Избранная рада» и опричнина, их роль в решении задач централизации.
Занятие 4. XVII век в истории России (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар– обсуждение в группах (5 % рейтинга)
Вопросы, выносимые для рассмотрения:
1. Смута в Российском государстве: причины и сущность. Альтернативы Смутного времени.
2. Российская государственность в эпоху первых Романовых. Проблема выбора пути общественного развития России в XVII в.: самодержавие или сословно-представительная монархия?
Занятие 5. Этапы и особенности российской модернизации в XVIII в. (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар– обсуждение в группах (5 % рейтинга)
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки модернизации страны на рубеже XVII - XVIII вв.
2. Сравнительно-исторический анализ модернизационных процессов в эпоху правления Петра I и Екатерины II во внутренней политике, экономике, внешней политике, духовной жизни.
3. Чем объяснить противоречивые оценки проведенных в XVIII веке преобразований?
Занятие 6. XIX век в истории России (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-коллоквиум (10 % рейтинга)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Обозначьте основные проблемы России, назревшие для решения в первой половине XIX в.
2. Позиция Александра I, Николая I и Александра II по вопросу об отмене крепостного права?
3. Почему в России во второй половине XIX в. вслед за реформами последовали контрреформы?
Занятие 7. Россия в эпоху революционных потрясений начала XX в. (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (10 % рейтинга)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности и итоги.
2. Великая Российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 г. Выбор путей развития.
3. II съезд Советов. Судьба Учредительного собрания.
Занятие 8. Советская модель модернизации (1918-1941 гг.) (2 часа), с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (10 % рейтинга)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. «Военный коммунизм» и новая экономическая политика: причины введения, основные мероприятия и результаты.
2. Политика индустриализации: задачи, особенности и итоги.
3. Коллективизация сельского хозяйства и её последствия.
Занятие 9. Проблема объективности оценок истории Второй мировой и Великой Отечественной войн (2 часа), с использованием метода активного обучения – семинар-дискуссия (10 % рейтинга)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:
1. Вторая мировая и Великая Отечественная войны: предпосылки, периодизация, итоги.
2. Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войн: цели и последствия для российского общества; необходимость противодействия.
Основная литература:
История: учебное пособие / А. В. Федорова, Ю. В. Кузнецова; Оренбургский государственный аграрный университет, Кафедра истории Отечества. - Оренбург: Изд. центр Оренбурского аграрного университета, 2016. - 170 с.
2. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=488656
История России: учебное пособие для академического бакалавриата по неисторическим специальностям / В. В. Кириллов; Московский городской педагогический университет М.: Юрайт, 2016. - 665 с.
История: Россия и мир: учебное пособие для вузов неисторических факультетов / В. П. Семин.- М.: КноРус, 2015. – 544 с.
5. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Назырова. − М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 239 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=470930
6. Новейшая история России: учебник / [А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков]; под ред. А. Н. Сахарова. - М., Проспект, 2015. – 480 с.
7. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: учебник для академического бакалавриата по гуманитарным направлениям и специальностям. М.: Юрайт, 2015. - 288 с. https://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:784912&theme=FEFU