Тема: Бумага. Какие у неё есть секреты?
Педагогические цели | Формировать представления о материалах, их происхождении; создать условия для обучения действиям с картоном и цветной бумагой; совершенствовать навыки работы с инструментами, разрезать ножницами бумагу и картон; развивать умение сравнивать, обобщать, наблюдать; воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность |
Тип урока | Освоение новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся с профессиями мастеров, использующих в своих работах бумагу; научатся работать с картоном, цветной бумагой, пользоваться ножницами, называть свойства разных видов бумаги и картона |
Личностные результаты | Проявляют интерес к творческой деятельности; осознают правила взаимодействия в группе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: наблюдать, извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя; осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения нового знания; анализировать информацию, делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока |
Основное содержание темы, понятия и термины | Что такое бумага? Какие свойства бумаги знаете? Бумага – это материал или инструмент? Что такое картон? Виды картона и его свойства. Использование бумаги и картона в современном мире. Профессии мастеров, использующих в своей работе бумагу |
Образовательные ресурсы и оборудование | Учебник, с. 36–39; разные виды бумаги, иллюстрации образцов изделий из бумаги. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент.) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует обучающихся | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение учителя |
II. Постанов ка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, демонстра ция | – Отгадайте загадки: На беленьких страничках книжки необычной Могут появиться море, лес и дом. Если не лениться, если потрудиться И карандашами раскрасить весь... (альбом). Не куст, а с листочками, То я в клетку, то в линейку. Не рубашка, а сшита, Написать на мне сумей-ка, Не человек, а рассказывает. Можешь и нарисовать, (Книга.) Что такое я? (Тетрадь.) – Что общего у этих предметов? Правильно, они изготовлены из бумаги и картона. А теперь ответьте на вопрос: бумага и картон – это материалы или инструменты?Что вы знаете об этих материалах? Предлагает сформулировать тему урока и учебную задачу | Рассматривают образцы изделий из бумаги и картона. Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему урока | Различают материалы и инструменты по их назначению. Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя | Беседа по вопросам |
III. Освоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ, демонстра ция, работа с учебником | – Когда же появилась бумага? Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Существуют разные виды бумаги: писчая, книжная, рисовальная и т. д. Что же делают из бумаги? Из каких видов бумаги изготавливаются те или иные предметы? Предлагает выполнить задание (учебник, с. 36). – Назовите профессии людей, работающих с бумагой. Одной из разновидностей бумаги является картон. Его изготавливают из макулатуры, тряпья и др. Что делают из картона? | Формулируют ответы на вопросы, наблюдают, слушают, понимают и выполняют предлагаемое задание. Рассматривают рисунки в учебнике (с. 36) и образцы изделий | Ориентируются в учебнике, самостоятельно выполняют работу; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | Беседа по вопросам |
Физкульт-минутка | Коллектив ная. Практичес кий | Дети вышли по порядку На активную зарядку. На носочки поднимайтесь (подняться на носки, руки вверх), Между парт не потеряйтесь (опуститься на всю стопу, руки вниз). Потянулись, наклонились (наклон назад, руки в стороны). И обратно возвратились (выпрямиться, руки вниз), Повернулись вправо дружно, Влево тоже всем нам нужно (повороты направо-налево, руки на пояс). Повороты продолжай и ладошки раскрывай (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху). Поднимай колено выше – На прогулку цапля вышла (ходьба на месте с высоким подниманием бедра), А теперь прыжки вприсядку, Словно заяц через грядку (приседание с выпрыгиванием вверх), Закружилась голова? Отдохнуть и сесть пора (сесть за парту) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Наблюдение за выполнением движений |
IV. Закрепле ние знаний и способов действий. Практичес кая работа | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практичес кий. Беседа, работа с учебником, самообслуживание | – Для того чтобы правильно подобрать материал для изготовления какого-либо изделия, необходимо знать его свойства. – Что вы знаете о свойствах бумаги и картона? – Давайте проведем опыты с целью изучения свойств этих материалов. Организует работу с опорой на учебник. Инструктаж по ТБ Выполнить изделие из бумаги в технике оригами «Собачка» | Готовят свои рабочие места, работают с учебником, слушают педагога, анализируют, комментируют свои действия с помощью учителя, рассуждают, делают выводы, проводят исследовательскую работу по изучению свойств бумаги и картона. Формулируют вы- воды | Ориентируются в учебнике, из- влекают из него необходимую информацию для решения учебной задачи. Осваивают приемы проведения опытов | Исследовательская работа. Наблюдение |
Выставка работ (оценка) | Коллектив ная. Словесный, наглядный. Выставка, беседа | Организует выставку выполненных коллекций. Предлагает оценить готовые изделия по следующим критериям: качество, самостоятельность | Выставляют готовые изделия, обсуждают и оценивают работы | Бережно относятся к результатам своего труда и труда одноклассников | Беседа по вопросам |
V. Рефлексия учебной деятельности (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? – Что нового вы узнали о бумаге и картоне? – Дайте оценку уроку | Обсуждают выполненные работы. Отвечают на вопросы | Умеют подводить итоги урока, оценивать свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам |