Основные правила:
1. Таз и переднюю стенку брюшного пресса следует перемещать медленно в начале движения и резко в момент, нанесения ударного взаимодействия. Таз начинает движение несколько раньше, чем остальные звенья тела, для того, чтобы активировать крупные мышечные группы таза, брюшного пресса и конечностей.
2. Для придания руке максимального ускорения (особенно при нанесение чуриги) следует выполнять ее проворачивая.
3. В момент контакта с телом соперника следует напрячь мышцы брюшного пресса путем выполнения резкого выдоха.
4. Для предотвращения возможности захвата соперником руки и для приведения руки в исходное положение для начала нового действия сразу же после контакта с телом соперника следует возвратить руку в исходное положение.
5. При атаке соперника, располагающегося перед атакующим, рука и плечи должны образовывать равнобедренный треугольник.
6. Атакующие и защитные действия должны сопровождаться задержкой дыхания.
СЧЕТ
1. Хана
2. Туль
3. Сэт
4. Нэт
5. Тасот
6. Йосот
7. Илькоп
8. Йодыль.
9. Axoп
10. Йоль
ЗНАЧЕНИЕ ПОЯСОВ
Белый - символизирует незнание, т.к. начинающие заниматься таэквон-до вначале не имеют никаких специальных знаний и умений. (ученик)
Жёлтый - символизирует Землю, в которую пускает корни и из которой прорастет семя таэквон-до. (семечко)
Зелёный - символизирует начальные этапы процесса роста растении, которому уподобляется процесс развития таэквон-до. (росток)
Синий - символизирует небеса, к которым подобно растущему дереву в процессе тренировок устремляется мастерство таэквондиста, (росток, тянущийся к небу)
Красный - символизирует опасность, предупреждая занимающихся о необходимости четкого самоконтроля, а соперника - необходимости держаться подальше от спортсмена, (опасность)
Чёрный - в противоположность белому, символизирует мастерство владения таэквон-до, а также то, что обладатель этого пояса не боится сил зла. (мастер)
ТУЛИ
Туль - это комплексы, состоящие из основных атакующих и защитных двигательных действий, выполняющихся в логически обоснованной последовательности. Занимающийся имитирует поединок с несколькими соперниками. При этом выполняются различные атакующие или защитные действия, соответствующие "складывающейся обстановке". При выполнении туль следует акцентировать внимание на следующих моментах:
· Передвижения должны начинаться и заканчиваться в одной и гой же точке. Умение добиваться этого свидетельствует о точности движений.
· При выполнении каждого движения тело должно быть обращено в строго определенном направления, должна применяться правильная стойка.
· В зависимости от специфики выполняющихся движений, во время туль мышцы то полностью напряжены, то полностью расслаблены.
· Движения должны выполняться ритмично, "дергания" недопустимы.
· Чередование ускорений и торможений должно строго соответствовать рекомендациям.
· Прежде чем перейти к изучению следующего туль, нужно хорошо освоить предыдущий.
· Занимающиеся должны знать назначение каждого движение
В таэквон-до имеется 24 туля. Почему именно 24?
Чой Хонг Хи утверждал:
«Человеческая жизнь (грубо говоря 100 лет) в масштабе вечности нижет рассматриваться как день. Таким образом, все люди - простые странники, проходящие перед лицом вечности за один день. Никто не может прожить дольше небольшого отрезка времени, отпущенного ему для жизни. Но, несмотря на это, многие люди так сильно стремятся к материальным благам, как будто они собираются прожить тысячелетия.
Немногим удается оставить грядущим поколениям образцы высокого духа и таким образом обрести бессмертие. Дух вечен, материальные блага - нет. Самым главным в жизни является то, что передается грядущим поколениям. Я оставляю потомкам таэквон-до. Это мой след в истории, след человека, жившего в конце ХХ-го века.
24 туль символизируют 24 часа в сутках, т.е. мою жизнь. Каждое движение должно выполняться как во время реального поединка. Названия тулей в таэквон-до были образованы от имен наиболее ярких личностей, которых родила история Кореи почти за 5 тысяч лет. Правильное понимание неизбежно приводит людей к осознанию факта, что таэквон-до есть боевое искусство, которое может быть использовано только для самообороны и в целях справедливости. История Кореи не содержит ни одного примера, чтобы ее вооруженные силы использовались для вторжения на соседние территории или каких-либо других целей, кроме национальной обороны. Мною создан целый ряд технических приемов, которые могут быть использованы практически в любой ситуации. Они основаны на следующих принципах:
1. Bce движения должны быть построены так, чтобы получить максимальное количество энергии в соответствии с принципами биомеханики.
2. Принципы, на которых базируются технические приемы, должны быть столь ясны, что даже далекие от Таэквон-до люди могли бы отличить правильное движение от неверного.
3. Амплитуда и кинематика каждого движения должны быть точно определены, чтобы добиться наиболее эффективной атаки и защиты.
4. Цель и способ каждого действия должны быть ясными и простыми, для того чтобы облегчить процесс изучения и преподавания Таэквон-до.
5. Надо развивать рациональные методы преподавания с тем, чтобы преимущества таэквон-до могли почувствовать все молодые и старые, мужчины и женщины.
6. Необходимо придумать методику правильного дыхания, увеличивающую скорость каждого движения и снижающую усталость.
7. Атака должна быть возможна относительно любой жизненно важной точки тела соперника, а защита должна быть способной противостоять атаке любого типа.
8. Любое атакующее действие должно быть ясно определенно и основываться на анатомических особенностях человеческого тела.
9. Каждое движение должно быть легко исполняемо, так чтобы Таэквон-до служило источником удовольствия, как спорт и отдых.
10. Для предотвращения травм и улучшения здоровья необходима хорошая концентрация.
11. Каждое движение должно быть гармоничным и ритмичным, эстетически приятным.
12. При выполнении тулей каждое движение должно выражать характер и душевные качества человека, в честь которого он назван.
Следование этим основным принципам - это то, что превращает боевое искусство таэквон-до в эстетическое искусство, науку и спорт.» (генерал Чой Хонг Хи)
ИНТЕРПРИТАЦИЯ ТУЛЕЙ
Названия туля. число движений, а также диаграмма перемещений символизирует либо исторических лиц Кореи, либо знаменательные даты этой страны.
ЧОН-ЖИ (19 движений) - это слово переводится как «Рай земной». На востоке оно интерпретируется как состояние мира и зарождение истории человечества. Это первый туль с которым знакомится новичок. Он состоит из двух частей, первая из которых символизирует Землю, а вторая Небеса.
ДАН-ГУН (2 1 движение) - туль назван в честь основателя Кореи (2333г. до н.э.)
ДО-САН (24 движения) - названия туля является псевдонимом корейского патриота Ахи Чанг Хо (1876-1938гг.). включенные в туль 24 двигательных действия символизирует годы жизни, посвященные этим человеком просветительской деятельности и участию в движении освобождения Кореи.
ВОН-ХЙО (28 движений) - туль назван в честь монаха, познакомившего в 686 г. до н.э. династию Силла с буддизмом.
ЙУЛЬ-ГОК (38 движений) - названия туля является псевдонимом великого философа и учителя Йуль (1536-1584гг.), названного "корейским Конфуцием». Включенные в туль 38 движений символизирует место рождения этого человека 38 параллель, а диаграмма комплекса - иероглиф, соответствующий слову «учитель».
ДЖУН-ГУН (32 движения) - туль назван в честь известного патриота Ахи Джун Гунна, убившего первого японского генерала правителя Кореи Хиро Буми Ито, способствующего захвату Кореи Японией. Включенные в туль 32 движения символизируют возраст Ахи Джун Гунна во время его казни в тюрьме (1910г.).
TOЙ-ГЙЭ (37 движений) - название туля является псевдонимом жившего в XVI веке учителя Юи Хванга - известного авторитета неоконфуцианства. Включенные в туль 37 двигательных действия символизируют место рождения этого человека 37 параллель, а диаграмма комплекса - иероглиф, соответствующий слову «учитель».
ХВА-РАНГ (29 движений) - туль назван в честь молодёжного движения, организованного в VII веке во время правления династии Силла. Включенные в туль 29 двигательных действия символизирует номер воинского подразделения в котором осуществляется процесс трансформации таэквон-до в современное боевое искусство.
ЧУНГ-МУ (30 движений) - названия туля является псевдонимом адмирала Юи Сунн Шина изобретателя боевого корабля (1592 г.), ставшего прообразом современных подводных лодок. Туль заканчивается ударом левой руки, что символизирует скоропостижную кончину этого человека, так и не успевшего полностью раскрыть свою непоколебимую преданность королю. КВАН-ГЭ (39 движений) - туль назван в честь IX короля династии Когурьо. Возвратившего во владение государства ранее утраченных территории, включая большую часть Манчжурии. Диаграмма движении символизирует утрату и возврат территорий, а включённые в туль 39 двигательных действия первые две цифры года начала его правления (391г до н.э.).
ПО-ЙОН (36 движений) - названия туля является псевдонимом известного поэта Чонг Монг Чу (ХVI), чьи слова: «Я не буду служить новому хозяину, пусть даже меня казнят сто раз» известны многим корейцам. Чонг Монг Чу также известен как один из первых ученых физиков. Диаграмма комплекса символизирует непоколебимую преданность королю и стране. ГЭ-БЭК (44 движения) - туль назван именем генерала времен правления династии Бэк Жэ (660г. до н.э.), диаграмма движений символизирует строгость военной дисциплины.
ЫЙ-АМ (45 движения) - Название туль является псевдонимом Сон Бйонг Хи - лидера движения за независимость Кореи Включение в туль 45 двигательных действий символизируют возраст этого человека, когда он в 1905 г. сменил свое имя с Донг Хэк ("Восточная Культура") на имя Чондо Кйо ("Небесная Религия"), Диаграмма движений символизирует несгибаемость его духа, проявленного во время жизни, посвященной борьбе за процветание родной страны.
ЧУНГ-ДЖЯНГ - Название туль является псевдонимом жившего в XIV веке генерала Ким Дук Рйанга. Туль заканчивается ударом левой рукой. что символизирует скоропостижную кончину этого человека в возрасте 27 лет, так и не успевшего достичь вершин своего развития.
ДЖУЧЕ - Туль назван в честь философской идеи, заключающейся в том, что человек - хозяин всего мира и своей судьбы. Эта идея была рождена на горе Баэкду, являющейся символом духа корейского народа. Диаграмма движений в туль символизирует гору Баэкду.
САМ-ИЛЬ - Туль назван в честь исторической даты - начала движения за независимость Корен (1 марта 1919 г.). Включение в туль 33 двигательных действий символизирует память о 33 патриотах, возглавивших это движение.
Ю-СИН - Туль назван в честь жившего во времена династии Силла генерала Ким Ю Сина. Включение в туль 68 двигательных действий символизируют последние две цифры из года объединенной Кореи (668 г. до н.э.). Исходное положение имитирует удержание рукой меча, располагающегося на правом, а не на левом, как это принято, боку - символ того, что генерал подчинился приказу короля и сражался против своего народа.
ЧОЙ-ЙОНГ - Туль назван в честь жившего во времена династии Корё главнокомандующего армией генерала Цой Йонга, снискавшего уважение за преданность, патриотизм и гуманизм. Генерал был убит членом своего ближайшего окружения - генералом Юи Сует Гэ, позднее ставшим первым королем династии Ли.
ЙЭН-ГЭ - Туль назван в честь жившего во времена правления династии Когурё генерала Йэн Гэ Со-мун. Включение в гуль 49 двигательных действий символизирует последние две цифры из года, когда династия Ганг была вынуждена покинуть Корею, после того, как в битве под Лиси Санг (649 г.) потери составили около 300 тысяч солдат.
УЛ-ЗИ - Туль назван в честь генерала Ул Зи Мук Дока, успешно защитившего в 612 г. Корею от вторжения миллионной армии династии Ганг. Генералом использовалась тактика нанесены ударов с последующим быстрым отходом. Эта тактика позволила рассеять огромные силы врага. Диаграмма движений в туль символизирует подпись генерала. Включеные в туль, 42 двигательных действия символизирует возраст автора, в котором он изобрел этот туль.
МУН-МУ - Туль назван в честь ХХХ-го короля династии Силла. Его тело похоронено у подножья великой Королевской Скалы. Король завещал похоронить его в море, чтобы его душа защищала Корею от морских вторжении японцев. Специальный каменный саркофаг, являющийся и по сей день памятником культуры, был сделан, чтобы защитить его гроб. Включение в туль 61 двигательного действия символизирует: последние две цифры из года начала царствования короля (661 г.).
СО-САН - Название туль является псевдонимом монаха Цой Йонг Унта (1520-1604 гг.). Включенные в туль 72 двигательных действий символизирует возраст монаха, в котором он совместно со своими сподвижниками из Са Мюнг Данга организовал корпус монахов-воинов. Эти воины противостояли японским пиратам, часто совершавшим набеги на Корейский полуостров.
СЭ-ЗОНГ - Туль назван в честь величайшего из корейских королей Сэ Зонга, изобретателя корейского алфавита (в 1443 г.), известного метеоролога. Диаграмма движений символизирует слово "король". Включение в туль 24 двигательных действии символизирует число букв в корейском алфавите.
ТОНГ-ИЛЬ - Туль назван в честь идеи объединения Северной и Южной Кореи в единое государство разделение которого произошло в 1945 г. Диаграмма движений в туль символизирует гармоничную расу.