Основные достоинства и недостатки корпораций в сравнении с другими организационно-правовыми формами предпринимательства.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Корпорация (в форме акционерного общества) – особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица.
Таблица - Преимущества и недостатки корпораций в сравнении с другими формами организации бизнеса приведены
Форма организации бизнеса | Преимущества | Недостатки |
Фирма с одним владельцем (единоличное владение) | Простота организации, реорганизации, ликвидации. Единство собственности и управления, простота и гибкость управления. Полная самостоятельность, гибкость и оперативность деятельности. Концентрация капитала и доходов в одних руках. Одноуровневая финансовая отчетность и налогообложение. | Ограниченность масштабов деятельности размерами индивидуального капитала. Риски, связанные с физическим лицом. Полная финансовая и юридическая ответственность собственника. Требование жесткой специализации, невозможность диверсификации деятельности. |
Партнерства (товарищества) | Концентрация капитала и ресурсов в группе. Повышение конкурентоспособности в связи с комбинированием ресурсов, знаний и т.п. Одноуровневость отчетности и налогообложения. | Полная ответственность партнеров. Риски неустойчивости и неопределенность соглашений физических лиц (зависимость партнеров друг от друга). Ограниченность масштабов бизнеса. |
Корпорации (акционерные общества) | Максимальное обобщение капитала, мобилизация разрозненных ресурсов и сбережений. Юридическая независимость от рисков физических лиц и других акционеров. Ограниченная ответственность акционеров. Неограниченность масштабов бизнеса, экономия издержек, эффект синергии. Возможность организации профессионального многоуровневого менеджмента. Возможность активного позиционирования на рынках, диверсификации деятельности. | Высоки издержки регистрации, реорганизации, организации работ с ценными бумагами. Обособление интересов собственника и управляющих. Угроза монополизации и утраты конкурентных преимуществ, бюрократизация управления. Законодательные ограничения и другие формы контроля. Двойное налогообложение, необходимость развернутой отчетности и открытости информации. |
Конкурентные преимущества корпорации, которые способствовали их широкому распространению, проявляются в следующем:
- широкомасштабное финансирование научно-технических исследований, разработок и организация массового производства новых видов продукции,
- относительная легкость получения кредитов и использования других форм привлечения капитала, а также правительственной поддержки;
- возможность активного, многоаспектного и гибкого позиционирования на рынках товаров, услуг и капитала на основе широкомасштабного производства, диверсификации, эффективного менеджмента;
-возможность прогнозирования и планомерной организации производства, финансовой, коммерческой и инвестиционной деятельности на межотраслевом, межрегиональном и международном уровнях;
- экономия издержек за счет масштабов деятельности, прямые и косвенные эффекты, связанные с синергией в рамках корпоративных объединений.
Порядок создания корпораций в Российской Федерации. Существующие особенности.
Создание любого юридического лица представляет собой совокупность юридически значимых действий, направленных на придание организации определенного законодательством статуса.
Создание корпораций определяет необходимость их государственной регистрации. Цель регистрации - устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятия, определить нового налогоплательщика, придать юридическую силу деятельности организации.
Государственная регистрация корпораций подчиняется общему порядку регистрации юридических лиц, установленному ГК РФ и Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Корпорации могут создаваться путем учреждения нового юридического лица, либо путем реорганизации существующего. Фактически предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ.
Порядок создания акционерного общества можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап - принятие решения об учреждении общества.
Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей либо учредителя. Учредителями общества могут выступать граждане и юридические лица. Между учредителями распространяются акции первой эмиссии (закрытая подписка).
Законом об акционерных обществах установлен запрет на учреждение в качестве единственного учредителя (акционера) обществом, состоящим из одного лица (статья 10 Закона об акционерных обществах).
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров. В случае если в учреждении принимают участие несколько лиц, проводится учредительное собрание.
В учредительном собрании решаются следующие вопросы:
- о создании общества;
- об утверждении устава общества;
- об утверждении уставного капитала общества;
- об избрании органов управления обществом.
Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества. Данное решение принимается единогласно всеми учредителями. Избрание органов управления общества осуществляется квалифицированным большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Учредители заключают между собой письменный договор о создании корпорации. Договор должен содержать следующие сведения:
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;
- размер уставного капитала общества;
- категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты;
- права и обязанности учредителей по созданию общества.
Кроме того, договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций (статья 34 Закона об акционерных обществах).
Договор о создании общества не является учредительным документом общества, он носит обеспечительный характер и поэтому не подлежит государственной регистрации.
Договор о создании общества теряет свою силу по достижении цели - создания общества, с момента государственной регистрации общества. Однако его положения могут иметь значение и после завершения процесса создания общества, например, при решении вопроса об ответственности учредителей.
По результатам собрания составляется протокол.
Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрены особенности учреждения обществ с участием иностранного капитала.
Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации" (статья 4 указанного Закона).
Вторым этапом является подготовка учредительных документов. Учредительные документы - документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства. Корпорации в основном являются акционерными обществами и следовательно действуют на основании устава, который утверждается всеми членами учредительного собрания единогласно.
Завершающий этап создания - государственная регистрация корпорации. Общество подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Но в обязательном порядке эти сведения изначально должны быть указаны в учредительных документах. Молчанов А.А., Тихомиров М.Д. Органы управления акционерным обществом: внутриорганизационный аспект.
Для государственной регистрации представляются следующие документы:
- документ (протокол общего собрания), подтверждающий решение учредителей (участников) о создании общества;
- устав общества, утвержденный учредителями (участниками);
- копии свидетельств о регистрации и титульных листов уставов, если учредителями являются организации - юридические лица;
- копии гражданских паспортов Российской Федерации учредителей - физических лиц;
- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию;
- заявление о государственной регистрации.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Корпораций считается созданной как юридическое лицо с момента её государственной регистрации. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр:
- "Свидетельство о государственной регистрации юридического лица" - документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица;
- "Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации".