Рассказы В. Драгунского о детях
Изучение темы
Творческий путь этого писателя начинался не на литературных, а на театральных подмостках.
Закончив актерский факультет, он играет в Театре сатиры, Театре-студии киноактера, в цирке. Но по-настоящему его комедийный талант раскрывается, когда он начинает работать художественным руководителем театра «Синяя птичка». Тогда-то он и начинает писать. Сначала для сцены — клоунады, репризы (сценки), пробует себя и роли поэта-песенника.
Первая книга для детей называлась «Он живой и светится». Она имела оглушительный успех. С этого времени он активно начинает заниматься литературньш творчеством. Он написал около 90 рассказов для детей. Сборники его рассказов неоднократно переиздавались. По ним ставили спектакли, снимали кинофильмы.
В сборнике «Денискины рассказы» он изобразил своего сына и отчасти самого себя.
Рассказы написаны с юмором. Драгунский, показывая сына наивным, простодушным, романтиком, вместе стем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.
Особый язык рассказов писателя помогает глубже понять характер героев, их отношения
—Давайте послушаем, какие рассказы прочитали ваши одноклассники. Определите, как поступки и реплики Дениски, его друзей и родителей характеризуют их.
2. Обсуждение произведения «Тайное всегда становится явным*.
— Узнаете ли вы себя и своих друзей в Дениске? (Да. Дети часто не любят есть кашу и находят уловки, чтобы отказаться от нее.)
— В чем же юмор, комичность ситуации? (Дениска решил обмануть маму, но обман раскрылся.)
— Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило? (Он ее посолил, подсластил, вылил туда хрен.)
— Осуждаете ли вы Дениску? (Нет, он очень хотел в Кремль, но не хотел есть кашу, а мама заставляла. Дениска осознал свой проступок.)
3. Выполни задания теста
Тест по рассказу «Тайное становится явным»
1. Кто автор рассказа «Тайное становится явным»?
а) Н.Н. Носов в) А.Л. Барто
б) В. Драгунский г) Л.Н. Толстой
Как звали главного героя рассказа?
а) Кирилл в) Дениска
б) Егорка г) Данилка
3. Что сделал мальчик перед сном?
а) поиграл с котенком в) почитал книгу
б) съел конфету г) почистил зубы
Что сначала он съел на завтрак?
а) яйцо в) творог
б) йогурт г) бутерброд
Какую кашу сварила мама?
а) гречневую в) гороховую
б) манную г) геркулесовую
Куда мама пообещала пойти, если сын съест всю кашу?
а) в зоопарк в) в Кремль
б) в цирк г) в музей
Что добавил в кашу мальчик?
а) сахар в) масло
б) перец г) варенье
Куда он дел испорченную кашу?
а) вылил в мусоропровод в) спрятал в холодильник
б) вылил обратно в кастрюлю г) выплеснул в окно
Кто неожиданно пришел в квартиру?
а) папа в) сосед
б) милиционер г) друг
Что было на голове у дяденьки?
а) шляпа в) кепка
б) панамка г) шапка
Куда шёл дяденька?
а) на работу в) фотографироваться
б) в театр г) в аптеку
Какие глаза стали у мамы, когда она услышала, в чем ее обвиняют?
а) красные, как редиска в) зеленые, как крыжовник
б) синие, как баклажаны г) черные, как смородина
В какое время года происходили события в рассказе?
а) зимой в) осенью
б) весной г) летом
Что же означает выражение «Тайное становиться явным»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ_______________________________________________________
4. Прочитай произведение «Он живой и светится».
— Что вас рассмешило в этом рассказе? (Как Дениска с Мишкой менялись.)
— Бывало ли с вами такое?
— Почему же мама не обрадовалась? (Это был подарок папы.)
— Осуждаете ли вы поступок мальчика? (Нет. Дениске было скучно, одиноко, а светлячок стал ему другом.)
— О какой черте характера Дениски вы узнали? (Он мечта^ тель, поэт.)
— А что вы можете сказать о маме? (Она добрая. Поняла Дениску.)
5. Можешь прочитать «Шляпа гроссмейстера».
— Кто такой гроссмейстер?
— Почему Дениска решил, что «дяденька» гроссмейстер? (Он был очень важный, серьезный.)
— Какой поступок совершил Дениска? (Он вытащил шляпу из пруда.)
— Почему же этот «дяденька» рассердился? (Шляпа была мокрая, грязная, рваная.)
— Виноват ли в этом Дениска? (Нет, онхотел помочь.)
— Что вы можете сказать о Дениске? (Он бескорыстный, добрый.)
6. Предлагаю прочитать «Слава Ивана Козловского».
— В чем комичность этого случая? (Денискарешил, что петь хорошо — это петь громко.)
— Почему у Бориса Сергеевича «тряслись» плечи? (Он смеялся.)
— Что вас рассмешило в конце рассказа? (Дениска подумал: «Неужели Козловский поет громче меня?»)
— Почему мама покраснела и возразила учителю? (Оналюбшш сына, ей хотелось, чтобы у сына все было хорошо, все получалось.)
7. «Что любит Мишка», «Что я люблю».
— Что вас рассмешило в рассказе Мишки? (Он любит есть
— вкусное.)
- Как об этом сказал учитель? («Целый продуктовый магазин».) - '— Почему Мишка покраснел? (Ему стало стыдно, чтоонлю-бит только себя, а о близких забыл.)
- Что вы можете сказать о Дениске по его рассказу? (Он добрый, смешной. Любит играть. Увлекается разными новыми занятиями. Любит животных.)
Просмотр презентации
Домашнее задание
Прочитай несколько любых рассказов Драгунского.
Выполни задания теста и пришли мне ответы.