Эта форма музыкальных занятий направлена на пластическое выражение особенностей музыки. Идея использования музыкально-ритмических движений принадлежит швейцарскому учёному, профессору Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианисту и композитору Эмилю Жак-Далькрозу. В процессе поисков Далькроз искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства. Поскольку движение, по глубокому убеждению Далькроза, является биологической потребностью детского организма, он особое значение придавал ритмике. Профессор стремился к тому, чтобы создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя, развивать эмоциональные способности и творческое воображение. Исходя из данных убеждений, Далькроз справедливо подчеркивал, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н.Г. Александровой, Е.А. Румер, И.В. Лифиц и др.
Цель музыкального воспитания посредством музыкально-ритмических движений:
Целью использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе является развитие творческих способностей детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности.
Задачи музыкального воспитания посредством музыкально-ритмических движений:
1) Образовательные – направленные на формирование следующих навыков: владение ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмично двигаться в соответствии со структурой, темпом, динамикой, регистровыми особенностями произведения, навыки отмечать в движении метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок.
2) Воспитательные – воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях.
3) Развивающие – развивать у детей эмоциональную отзывчивость; художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание танцевальных движений); свободу движения, посредством снятия мышечного и психологического напряжения.
Виды музыкально-ритмических движений:
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в упражнениях, играх, плясках и танцах. При этом у каждого вида ритмических движений есть свои функции:
Упражнения формируют основные навыки и умения выразительного движения детей (ходьба, бег, прыжки, хлопки, щёлканье пальцами, притопы, отдельные танцевальные элементы).
Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях и несюжетные, которые разыгрываются по определённым правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Начальной формой игры принято считать игру с пением, где во многом текст определяет характер образа движения. Более сложным видом является игра под инструментальную музыку. В играх приветствуется использование различных предметов: мяч, обруч, подручные средства: ручка, карандаш и т.д., музыкальные инструменты.
Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений, причём движения могут быть фиксированными (постановочными), свободными (импровизационными) и комбинированными (фиксированные движения+импровизация).
Элементы танцев: боковой галоп, шаг польки, выставление ноги вперёд на пятку и на носок, прыжки с «выбрасыванием» ног вперёд.
Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте, дробный шаг (на всей ступне при согнутых коленях), тройной шаг (два коротких, один долгий), полуприсядка, «ковырялочка» (носок, пятка, притопы).
Пластическое интонирование - ещё один способ творческого выражения своеобразного «свободного дирижирования». Дети выражают протяжённость фраз, движение мелодии горизонтальным или вертикальным движением руки.
Самым простым заданием на первых порах для детей – требование начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать после его завершения. Следующая ступень – смена вида движений в зависимости от характера звучания музыки, импровизация (реагировать на условные сигналы, различать звуки по высоте, громкости, ускорение движения и замедление, отличать тембры музыкальных инструментов и т.д.). Затем можно переходить к освоению ритмического рисунка.
Альтернативные подходы к организации музыкально-ритмических движений на уроках музыки:
Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порой движениям на уроке отводится незначительное место. Но, понимая значимость движения, способного помочь ребёнку «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться её настроением, Ю.Б. Алиев в своей программе рекомендует выполнять задания стоя около парт, «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя) и др. но не в коем случае не лишать ребёнка возможности самовыражения посредством движения.
Алиев считает, что те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.
Более подробно тему можно изучить и найти примеры музыкально-ритмических движений в учебниках: М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников» и Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе».