Губернатору Санкт-Петербурга Александру Дмитриевичу Беглову
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Мы, жители Санкт-Петербурга, вынуждены повторно обратиться к Вам по вопросу разрушения облика архитектурного ансамбля набережной реки Смоленки на участке между мостами Наличным и Кораблестроителей. Первичное обращение было направлено по компетенции, номер ОБ-18394-5/19-0-1 от 05.08.2019.
Василеостровцы неоднократно обращались в различные государственные органы и даже в Аппарат президента РФ с просьбой остановить работы на период выяснения вопросов законодательства.
В нашем распоряжении достаточно ответов, многие из них от организации, которая является заказчиком работ – СПб ГБУ «Мостотрест», ответы вице-губернаторов.
Сообщаем Вам, что все ответы имеют декларативную форму и не дают разъяснения по существу вопроса. Все наши обращения, так или иначе, содержали удивление, возмущение, требование объяснить, на каком основании набережная реки Смоленки отнесена к «технологической части» автодороги Новосмоленская набережная.
Вот наши основные вопросы:
- определить законный статус объекта, работы по которому уже идут,
- исправить неправомерное применение законодательства,
- остановить работы.
В каждом ответе госорганов содержится подобное декларативное утверждение:
«Участок набережной в соответствии с положениями статьи 3 Федерального
закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной
деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российском Федерации» является технологической частью
автомобильной дороги.» - цитата из ответа вице-губернатора Э.В.Батанова (№05-31-49/19-9-1 от 02.09.2019).
Инициатором этой идеи явился Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, на наш взгляд, извратив нормы закона, не учитывая фактическое положение объекта и манипулируя понятиями законодательства, Комитет имущественных отношений, как оператор Региональной геоинформационной системы, одобрил неправовое информационное содержание и зарегистрировал его, Комитет по градостроительству и архитектуре не посчитал нужным отстаивать свою точку зрения опираясь на закон.
Так, по нашему мнению, выглядит участие государственных органов управления в производстве работ по разрушению архитектурного облика набережной реки Смоленки, итогом которых стало недовольство жителей района и города и излишнее расходование бюджетных средств.
Конечно, хотелось бы понять причины, по которым
- Комитет имущественных отношений проявил такое невнимание, и какие именно документы были предоставлены КРТИ для регистрации в системе РГИС, а также – почему
- Комитет по градостроительству и архитектуре не употребил все юридические возможности для защиты архитектурного облика города, и каким образом
- Комитет по экономике выделил одновременно средства на взаимоисключающие проекты для одной территории – реконструкция автодороги и благоустройство зоны отдыха,
но мы просим Вас еще раз ознакомиться с нашими аргументами и ответить на вопросы по существу.
1. Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее – Закон) содержит определение автодороги в целом.
В частности, из определения следует, что автомобильная дорога – это объект, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги.
2. В соответствии со статьей 25 Закона, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются исходя из норм отвода земель для размещения указанных объектов, утверждаемых Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" содержит следующее указание:
«2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления. »
Это указание дает право всем автомобильным дорогам, построенным до введения в действие Закона, оставаться в сложившихся условиях и размерах, что, в свою очередь, позволяет сохранить наши лучшие градостроительные решения и историческую застройку.
3. Далее, пункт 18 статьи 5 Закона указывает, что классификация дорог по категориям осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" и приложение к нему не содержат параметров «технологической части автодорог» для определения класса и категории автодороги.
4. Правила формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 20 мая 2009 г. N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" не предусматривают содержание информации о технологических частях автодорог.
5. Статья 3 Закона содержит определение «технологической части» автодороги. Помимо других составляющих, в числе «элементов обустройства автомобильных дорог» значится тротуар.
И это единственное понятие, которое подразумевает вероятность отнесения набережной любой реки в границах города к «технологической части» автодороги.
Правила дорожного движения, дают нам четкое определение тротуара – "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Нижний уровень набережной реки Смоленки не имеет примыкания к проезжим частям автодороги и отделен от нее двумя газонами, неасфальтированным и частью асфальтированным тротуаром, наклонным зеленым партером и лестницами.
Исходя из изложенного в пунктах 1-5, возникает вопрос, на который нам не смогли ответить до настоящего времени все уполномоченные органы.
ВОПРОС: На каком юридическом основании участок набережной реки Смоленки, который является законченной частью архитектурного ансамбля, причислен к «технологической части» автодороги «Новосмоленская набережная» с идентификационным номером 40 ОП РЗ – 0960 в реестре автодорог Санкт-Петербурга и зарегистрирован в системе РГИС как дорога общего пользования с аналогичным номером?
Далее, набережная реки Смоленки в нижнем уровне Новосмоленской набережной является:
6. Объектом адресной системы Санкт-Петербурга, имеет учетный номер 78:6:2202А:0:1 и название «г.Санкт-Петербург, участок набережной реки Смоленки "Наличный мост - мост Кораблестроителей"».
7. Не имеет на своей территории «зданий и сооружений», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий
и сооружений», учтенных в адресной системе Санкт-Петербурга.
8. Является участком ОЗРЗ-3(06) Единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 3, на основании Закона Санкт-Петербурга №820-7 от 24.12.2008 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон..».
В частности, Закон №820-7 от 24.12.2008 предусматривает: «1.3. Любая градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в границах Зон охраны осуществляется исходя из презумпции сохранности объектов (выявленных объектов) культурного наследия, исторических зданий, а также ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры, указанных в приложении 1 к Режимам.»
Рассматриваемый участок набережной реки Смоленки указан в приложении 1 к Режимам.
СЧИТАЕМ, исходя из пунктов 6-8, что информации достаточно для того, чтобы внимательно изучить вопрос применения к участку набережной нормативов, предусмотренных для «автодорог» и «зданий и сооружений».
Мы самостоятельно провели анализ законодательства с целью определения статуса нижнего яруса набережной реки Смоленки на участке между мостами Наличным и Кораблестроителей.
Объект «Набережная» упоминается в двух Сводах правил для проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
1. Свод правил СП 58.13330.2012 "СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 623) дает определение понятия «гидротехническое сооружение», к которым причисляет набережные.
В соответствии с Правилами набережную реки Смоленки можно классифицировать как берегоукрепительное гидротехническое сооружение второстепенного значения.
2. СП 398.1325800.2018 «Набережные. Правила градостроительного проектирования» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 ноября 2018 г. N 773/пр) дают нам определение непосредственно объекта «набережная».
«3.1.9 набережная: Линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта, представляющий собой открытую благоустроенную территорию общего пользования на поверхности берегоукрепительного сооружения, непосредственно примыкающего к водному объекту или находящегося на удалении от береговой линии.»