Манипуляция - скрытое управление против воли управляемого, при котором манипулятор получает одностороннее преимущество или выгоду за счет управляемого. Манипуляция – неэтичное скрытое управление. Используется в личных целях руководителя. Насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой деятельности.
Сбор информации – использование мишени и приманки – аттракция – побуждение к действию – выигрыш инициатора.
Мишень воздействия – особенности личности, ее потребности и желания, на которые воздействует инициатор, чтобы подтолкнуть объект к принятию нужного решения.
Приманка – то что облегчает инициатору достижение своей цели, помогает привлечь внимание.
Аттракция – притяжение, создание привлекательного образа. Она стимулируется приемами: тонкий комплимент, отзеркаливание, уважительное отношение к человеку…
Побуждение человека к действию: метод желаемых ситуаций, дети как стимул дисциплины, управление нерадивым подчиненным, правило Сократа (правило трех ДА).
Неэтичное манипулирование подчиненными: подумайте о своем будущем, манипулирование родственниками, уход от ответа.
Защита от манипуляции:
1. Не показывайте своей слабости
2. Осознайте, что вами манипулируют
3. Защита: пассивная (сделать вид, что не расслышали, сослаться на звонок, любое иное дело, тянуть время) или активная (расставить точки над i или контрманипуляция).
Несколько приемов скрытого манипулирования:
· Очевидное предположение:
· Правило трех вопросов, предполагающих ответ ДА
· Слова-связки (при этом, между тем), ни в коем случае нельзя говорить но!
· Выбор без выбора
· Ясно, очевидно, понятно
· Незавершенное действие – оно оставляет напряжение
· Количество повторений
· Прямое внушение (применяется в конце)
Всегда должна быть цель, нужно научиться манипулировать, нужно следовать своим интересам.
Конфликты в организации
1. Социальные диллемы
2. Управление конфликтными ситуациями в организации
· Диллема заключенного (диллема узника): доверие.
+ | - | |
+ | ||
- |
Недоверие друг к другу делает сотрудничество невозможным и оба участника проигрывают.
· Диллема общинных угодий: любые ограниченные ресурсы. Нечет мнения других людей приводит к конфликту.
Общие черты обеих диллем:
1. Обе эти диллемы стараются объяснять свое поведение ситуативными факторами, в то время как поведение других людей они объясняют их личностными особенностями.
2. Фундаментальная ошибка атрибуции предполагает приписывание причин собственного поведения обстоятельствам или поведению других людей и приписывание поведения других их собственным личностным особенностям.
3. Игры с ненулевой суммой: оба игрока могут как выиграть, так и проиграть.
Конфликт предполагает столкновение интересов, идеалов или мнений. Конфликтоген – слова или поступки, могущие привести к конфликту. Эскалация: последующий конфликтоген обязательно сильнее предыдущего.
Правила бесконфликтного поведения:
1. Не допускайте конфликтогенов
2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген
3. Проявляйте эмпатию по отношению к собеседнику
4. Делайте как можно больше благожелательных посылов в адрес собеседника
Основные виды конфликтогенов:
1. Стремление к превосходству – снисходительное отношение, хвастовство, категоричность, навязывание советов, подшучивание, перебивание, повышение голоса.
2. Проявление агрессивности
3. Проявление эгоизма
4. Нарушение правил
Правила:
1. Не проявляйте превосходства
2. Не проявляйте агрессивности (расчленение целого на части, повторение однородных циклических движений, просмотр спортивных мероприятий)
3. Умерьте эгоизм
4. Не нарушайте правил
Фазы конфликта:
1. Начальная фаза – возникновение конфликтно ситуации: осознание того, что сложились неблагоприятные отношения, переживание, возможность разрешения конфликта – 92%
2. Фаза подъема – открытое конфликтное противодействие, возможность решить конфликт – 46%
3. Пик конфликта – открытый конфликт, переход на личности, возможность разрешить конфликт – 5%
4. Спад конфликта – временное воздержание, возможность решения – 20%
Формула конфликта:
К = КС + И
Конфликтная ситуация
Инцидент – стечение обстоятельств, ставших поводом для конфликта
Конструктивные конфликты вызываются объективными обстоятельствами и направлены на продуктивный, эффективный выход из ситуации. Деструктивные конфликты вызываются субъективными ситуациями.
Наиболее часто приводит к конфликту:
· Недовольство заработной платой
· Неблагоприятные условия труда
· Недостатки в организации труда
· Несоответствие прав и обязанностей работников
· Неритмичность работы
· Неудобный график работы
· Необеспеченность ресурсами
· Низкий уровень исполнительской дисциплины
· Противоречивость целей различных служб
Источники деструктивных конфликтов:
· Неправильные действия руководителя
· Неправильные действия подчиненных
Типы конфликтных личностей:
1. Демонстративный – желание быть в центре внимания
2. Регидные – негибкие, непластичные, обидчивы
3. Неуправляемые – импульсивны, непродуманность, непредсказуемость поведения, отсутствие самоконтроля, агрессия
4. Сверхточные – высокие требования к себе и окружающим, предельно точны и пунктуальны
5. Рационалисты – расчетливые люди
6. Бесконфликтные, безвольные – следуют за большинством, мнение коллег очень важно
Стратегии поведения в конфликте (Томас, Килменн): конкуренция, сотрудничество, компромисс, уход и приспособление.