Также каждая из названных культур формирует определенный тип личности. По мнению Сорокина, таких типов также существует три — идеационалъная, сенситивная и смешанная личности.
Основной характеристикой идеационалъной личности является ее религиозность. Ее мало волнуют вопросы повседневного быта, политика, экономика, «мирская суета». Для нее характерна насыщенная внутренняя духовная жизнь, строгое следование нравственным заповедям, исполнение своего долга перед Богом и людьми.
Есть два подтипа идеационалъной личности — аскетический и активный. Аскетическая личность уходит от мира, подавляя телесное начало ради спасения души. Аскетами были буддийские монахи в хинаяне, римские стоики, христианские пустынники. Активная личность посвящает себя борьбе со злом и духовному спасению других людей. Поэтому активными идеациона-листами были буддисты махаяны, христианские миссионеры, основатели религиозных движений.
Сенситивная личность целиком погружена в мирские заботы, стремится к успехам, земным радостям и чувственным наслаждениям. Она обычно эгоистична и не отличается строгой нравственностью.
Можно выделить несколько подтипов сенситивной личности. Так, активные личности стремятся подчинить себе обстоятельства и других людей, пассивные — приспосабливаются к обстоятельствам, циничные — безнравственны и аморальны, часто надевают на себя маску, скрывающую их подлинный облик. Примером сенситивных личностей могут служить Александр Македонский, Петр I, Рокфеллер, Ленин.
Смешанные личности делятся на два типа. Есть идеалистические личности. Им свойственно руководствоваться разумом в решении всех проблем. У них богатая духовная жизнь, высокие идеалы, они стремятся к духовным радостям, хотя не пренебрегают житейскими благами. Это — Конфуций, Фома Аквинский, Петрарка. Второй тип — псевдоидеалистические личности — у них слабо развита внутренняя духовная жизнь, они пассивны, не способны сопротивляться, потребности их невысоки. Они живут, «как Бог велит», тупо, апатично, терпеливо и бесцельно. Это жизнь рабов, узников, подданных тоталитарных режимов.
Не следует думать, что тип культуры должен однозначно определять тип личности. Как с доминирующей культурной суперсистемой всегда соседствуют другие типы культуры, так рядом с доминирующим типом сосуществуют и другие типы личностей. Между ними всегда возникают разногласия, ведь их ментальности несовместимы.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА
Сорокин обращет особое внимание на разработку объективных методов оценки культуры. Поэтому он проводит количественный анализ культурных феноменов. Так, привлеченные им искусствоведы рассмотрели более 100 тыс. творений изобразительного искусства и определили, какое число этих произведений, свойственных определенному типу культуры, было создано в разные периоды истории. Процентное соотношение между количеством произведений с теми или иными типологическими особенностями использовалось как индикатор доминирующего типа культуры. Так же была проанализирована история музыки и литературы. А видные философы составили список европейских мыслителей, определив их взгляды, убеждения и т.д. Были изучены все известные исторические деятели, определен их тип личности, на основании чего был сделан вывод о доминирующих типах личности в разные периоды. Кроме того, Сорокин изучил все правовые системы европейских государств, определяя, что считалось преступлением в разные эпохи, рассмотрел все войны и народные волнения. Так что все его выводы основаны на огромном фактическом материале.
Главный вывод Сорокина — в истории все три типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому и от него — к чувственному. Это движение культур имманентно, не зависит от действия посторонних факторов. Культуры изменяются в силу своей природы — носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела. И в начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, глубока. Но постепенно культура теряет запас своих сил, становится бесплодной, поверхностной и в конце концов останавливается, переходит в кризисное состояние и разлагается. После этого приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.
По сути дела, в теории суперсистем Сорокина действуют два начала культуры — идеальное и чувственное, которые им онтологизируются, переводятся в пласт объективного бытия. Преобладание одного из них определяет тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения. Надо помнить, что ни один тип культуры не бывает представлен в чистом виде. В любую эпоху фактически сосуществуют все три типа культуры, но лишь один из них резко доминирует. Затем его удельный вес постепенно убывает и доминирующим становится другой тип, основанный на ином начале. Кроме того, по Сорокину, культуры не замкнуты ни во времени, ни в пространстве. Поэтому они постоянно используют достижения как прошлых культур и цивилизаций, так и соседних культур, с которыми они контактируют.
Таким образом, теория Сорокина представляет собой своеобразный — волновой — вариант циклической модели культуры, хотя и не замкнутой в локальных цивилизациях. Разные культуры могут свободно
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУ РЫ
обмениваться своими достижениями в разных областях, но при этом они находятся в жестких пределах, заданных идеальным и чувственным началами.
Как и другие философы и культурологи XX в., Сорокин подробно анализирует современную культуру, отмечая ее кризисное состояние. Он считает, что чувственная (сенситивная) культура, господствующая сегодня, стремится освободиться от религии и морали, концентрируя свои ценности вокруг повседневной жизни. Неслучайно ее героями становятся фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Но такая культура лишена абсолютных идеалов, стремление к чувственному наслаждению и потребительству доведено в ней допредела Шесть столетий господствует она в западном мире, но время ее истекает.
Кризис культуры проявляется в том, что искусство становится товаром, приложением к рекламе, оно не возвышает личность, а принижает ее до уровня толпы. Размывается и теряет определенность система истины, стирается граница между истиной и заблуждением. Наука никак не связывается с моралью, религией, искусством. Целостное мировоззрение подменяется смешением псевдонаучных, псевдофилософских, псевдорелигиозных воззрений и предрассудков. Мораль и право деградируют, оправдывая любое поведение, а потому перестают объединять людей. Семья теряет право называться нерушимым союзом, превращаясь в случайное временное сожительство. Под прикрытием демократии воцаряется анархия. Свобода становится мифом для большинства и вседозволенностью для меньшинства. Грубая сила все чаще доминирует в отношениях между людьми. Симптомом кризиса выступают сталинский социализм и гитлеризм.
Суть кризиса западной культуры, по мнению Сорокина, заключается в распаде основополагающих форм западной культуры — философии, религии, науки, права, морали, образа жизни, брака, семьи. Это кризис нашей жизни, образа мыслей и поведения. Поэтому гибель европейской сенситивной культуры неизбежна, но никакой трагедии в этом Сорокин не видит. Наоборот, нынешний кризис есть не только смерть старой культуры, но и рождение в муках культуры новой. И это будет идеацио-нальная культура с ее абсолютными религиозными идеалами альтруистической любви и этикой солидарности.
3.4. Психоанализ и культура
Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала австрийскому психиатру и психологу Зигмунду Фрейду (1856—1939). Его идеи распространились на многие сферы научного знания — социологию, педагогику, теорию искусства,
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX BЕKA
культурологию и т.д. В ходе рассмотрения различных вопр осов психики человека Фрейд вынужден был обратиться к анализу проблем, связанных с природой художественного творчества, сущностью и функциями искусства и культуры. Поэтому его принято считать автором психоаналитической теории культуры, первым применившим психологические факторы дляобъяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом.
Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда. Уже в конце
XIX в. появились работы Фрейда, далеко выходившие за рамки психоте
рапии. В них была показана связь внутренних состояний личности с
внешним социокультурным миром. Тогда же он начал изучать сновиде
ния, полагая их воротами в бессознательное, говорить о защитной функ
ции неврозов, анализировать психосексуальное развитие человека. Эти
исследования закономерно привели Фрейда к созданию в 20—30-х гг.
XX в. целостной теории психоанализа, которая изложена в его работах
«Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913),
«Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927).
Исходным пунктом своей концепции Фрейд делает гипотезу о трехуровневом строении человеческой психики;
1) бессознательное Оно имеет природное происхождение, включает в себя слепые инстинкты, безотчетные влечения, первичные желания, стремящееся к немедленному удовлетворению;
2) сознательное Я выступает посредником между бессознательным и внешним миром, воспринимает информацию об окружающем мире и регулирует действия индивида в интересах самосохранения;
3) Сверх-Я объединяет в себе запреты, нормы социального поведения, совесть, усвоенные личностью первоначально бессознательно в процессе воспитания.
Фрейд, придавая большое значение действиям инстинктов, выделяет в качестве основного инстинкт продолжения рода, который обладает самой большой энергией (либидо) для своего проявления. Эта энергия требует выхода, разрядки и или находит себе выход через любовные действия, или вытесняется (репрессируется) в сферу бессознательного, или переключается (сублимируется) на культурную и социальную деятельность. Таким образом, культура в психоанализе рассматривается как проявление индивидуальной психики в общественной жизни.
По мнению Фрейда, эротические желания (либидо) заложены в человеке с самого детства и в своем развитии проходят ряд стадий. Вначале они направлены на собственное тело ребенка, а когда дитя подрастает, его либидо в зависимости от пола раздваиваетс5г. у мальчиков либидо направлено на мать, а у девочек — на отца. Интересно, что при этом дети испытывают враждебные чувства к отцу и к матери соответственно.
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Подобные взаимоотношения детей и родителей Фрейд назвал комплексом Эдипа (для мальчиков), комплексом Электры (для девочек). На- звание позаимствовано из трагедии древнегреческого автора Софокла «Царь Эдип». Герой трагедии по воле богов убивает своего отца и женится на собственной матери. Эдипов комплекс — универсальное явление для всех культур, это фундамент индивидуального развития человека с детства до взрослого состояния.
Важнейшим выводом Фрейда и исходным пунктом психоанализа стала гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, имеющей сложное строение. Первым уровнем человеческой психики и является бессознательное Оно — не зависящее от сознания безличное начало человеческой души, первооснова всех наших желаний и поступков. Это мир заложенных в человеческой психике инстинктов, неконтролируемых и неосознаваемых желаний, всей психической энергии человека. Бессознательное активно вмешивается в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше Я — сознание, это всего лишь иллюзия.
Именно стихийные первичные влечения — движущие силы поведения людей. К ним относятся либидо — половой инстинкт, стремление к продолжению рода, стремление к жизни, а также мортидо — агрессивный инстинкт, стремление к разрушению и смерти. Поэтому под тонкой пленкой сознания с его приглаженными образами и рафинированной логикой клокочет темная бурлящая бездна бессознательного.
Сознание (Я) — второй уровень психики, который человек способен контролировать. Я обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, поэтому оно руководствуется принципом реальности, приспо-сабливаясь к объективным условиям. Но наше сознание постоянно сталкивается с силой бессознательного, руководствующегося принципом удовольствия. Поэтому очень часто Оно одерживает верх, маскируя свои влечения под сознательные решения Я.
Человек может выжить в обществе, лишь подчинив Оно своим важ
нейшим целям. Так возникает третий слой психики — Сверх-Я. Это сфе
ра долженствования, моральная цензура, выступающая от имени роди
тельского авторитета. Сверх-Я — это своеобразная проекция мира куль
туры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме
бессознательного. По сути дела, это — нормы и ценности культуры,
проникающие в сферу бессознательного, чтобы овладеть энергией Оно.
Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинктивные вле-
чения, результатом чего становится появление человеческой культуры.
Таким образом, по Фрейду, в бессознательном взаимодействуют два
противостоящих начала — инстинктивно природное и социокулътур-
ное.
78 1
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА
Разыскивая истоки культуры, Фрейд обращается к анализу докультурно-го состояния человечества и связывает появление культуры с «убийством первобытного отца». Он рисует далекую от идиллии картину: первобытное стадо, где отец-деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям приблизиться к ним, изгоняя их, как только они подрастут. Но однажды неудовлетворенное влечение сыновей заставило их объединиться, убить своего отца и съесть его. По мнению Фрейда, следы этого сохранились у многих первобытных народов в ритуальных тотемических трапезах-жертвоприношениях. Тотемическое животное торжественно убивалось и съедалось первобытным кланом, заменяя некогда убитого и съеденного отца.
Но после отцеубийства сыновья испытали огромное чувство вины за содеянное и установили запрет на отцеубийство и на инцест — кровосмешение внутри рода. Так что тотемические ритуалы, сохранившиеся у некоторых народов, напоминают нам о первородной вине человека. А эти первые запреты и образовали эдипов комплекс, который передается по наследству и служит базой культуры.
Итак, бессознательное, как утверждают психоаналитики, является основой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознание составляют лишь его внешнюю оболочку, результат позднего развития психики в условиях цивилизации. Бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры — в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.
С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где присутствует психологический конфликт — бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причины своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) — защитным механизмом психики, состоящем в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов.
Но либидо и мортидо лишь заблокированы культурными нормами. Накапливаясь, неудовлетворенные влечения превращают психику человека в «бурлящий котел». Поэтому они должны периодически «разряжаться», причем наиболее безопасным для общества способом. Так появляется механизм сублимации, который преобразует энергию либидо и мортидо в различные виды деятельности, переводя ее на цели обществен-
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ного и культурного творчества. Спорт, наука, искусство, одухотворенная любовь — все это, по мнению Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов. Важнейшими элементами культуры, служащими для разрядки психических напряжений, являются религия и искусство. Поэтому они с течением времени приобретают все большее значение в культуре.
Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли XX в. Разумеется, в ней много недостатков — пан-сексуализм, биологизация бессознательного, несоответствие ряда положений концепции фактам антропологических исследований. Но несомненным достижением Фрейда стал анализ периода раннего детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры — феноменов, до тех пор остававшихся без внимания ученых.
Психоаналитический подход получил дальнейшее развитие в культурологии XX в., в работах В. Райха, О. Ранка, Г. Рохейма и др. Но особое место в этом ряду занимают работы К.Г. Юнга, создателя учения о коллективном бессознательном.
Концепция коллективного бессознательного К. Юнга. Абсолютизация Фрейдом биологических сторон жизни человека вызвала критику не только ученых, отрицательно относившихся к психоанализу в целом, но даже и его ближайших последователей. К их числу относился и Карл Густав Юнг (1876—1961), который, так же как и Фрейд, получил медицинское образование, некоторое время сотрудничал с ним и многое воспринял из психоанализа. Но после 1913 г. Юнг разорвал отношения с Фрейдом и начал самостоятельно разрабатывать аналитическую психологию, которая стала еще одним своеобразным вариантом культурологии. Идеи Юнга были изложены в целом ряде работ, для культурологии это прежде всего «Архетип и символ».
Юнг существенно расходился с Фрейдом в понимании культуры. Прежде всего он отрицал пансексуализм Фрейда и эротическую интерпретацию всех явлений культуры, а также предложил иную структуру личности. Изучая состояния транса медиумов, галлюцинации и помрачения рассудка, он сделал вывод о том, что пророки, поэты, основатели религиозных движений (как и больные люди) слышат какой-то голос, идущий из глубин подсознания. Большинство из них в силу недостаточного образования и особенностей биографии не могли знать сложные культурные символы, которые являлись им во время транса. На основании этого вывода Юнг приходит к заключению о существовании в психике не столько индивидуального, сколько коллективного бессознательного. Бессознательное, по его мнению, представляет собой необозримый резервуар нашего Я, который связывает сознание со сферой инстинктивной
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА
жизни. В нем проявляются некие «праформы» — типичные образы, символы, проходящие через всю историю мировой культуры. В них выражается причастность человека к таинственной, мистической стороне жизни. Когда бессознательное вступает в область сознания, то воспринимается им как нечто неизвестное и непонятное, а потому пугающее.
Так было сделано величайшее открытие Юнга — существование коллективного бессознательного — родовой памяти человечества, формы существования древнего психического опыта человечества, состоящей из ассоциаций и образов и являющейся отражением опыта предыдущих поколений. Таким образом, наряду с индивидуальным бессознательным Фрейда Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и служит основой индивидуальной психики. Врожденные программы и универсальные образцы поведения влияют не только на элементарные поведенческие реакции (безусловные рефлексы), но и на восприятие, мышление, воображение.
Коллективное бессознательное не приобретается в прижизненном опыте, оно существует уже в душе при рождении, но при этом не является чисто природной силой, хотя и передается по наследству биологическим путем. Основными элементами, структурами коллективного бессознательного являются архетипы — накопленный за долгое время существования культуры человечества коллективный психический опыт, под влиянием которого формируются образы, мысли и чувства живших и живущих людей, выраженные в мифах и символических изображениях. Примерами архетипов могут служить представления о матери-земле, мудром старце, демонах и т.п. Это не образы, а фундаментальные переживания, психические первосмыслы, под воздействием которых мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир. Интересно, что архетипы действуют лишь до тех пор, пока мы не осознаем их наличия. Как только происходит их осознание, они из сферы бессознательного попадают в сферу сознания и превращаются из архетипов в сознательные установки. После этого они выводятся из подсознания.
Самой древней формой психического опыта человечества является миф, поэтому все архетипы связаны с мифологическими образами. Миф является основой человеческой души, дает человеку чувство единения с первоосновами жизни. В мифе душа находит согласие со своими архетипами.
Иначе, чем Фрейд, Юнг определяет и культуру. Если у Фрейда она включена в Сверх-Я и стоит в оппозиции к Оно, то у Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Оба они служат источниками культуры.
Иными видит он и взаимоотношения человека с культурой. По Фрейду, жизнь каждого человека представляет неразрешимое противо-
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
речие, так как культурные нормы жестко ограничивают проявление под- I сознательных влечений. Для Юнга бессознательная основа человеческой личности, хотя и имеет архаическое происхождение, все же способна жить в мире с культурой. Он считал, что проявления бессознательного можно сделать относительно безопасными и даже поставить их на службу культуре.
Для этого нужно не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь именно бессознательное дает нам ощущение полноты жизни, в архетипах берет начало творчество и вдохновение. А. от «темных сторон» нашей души нас защищают многочисленные символы, в создании которых особенно преуспела религия. Например, верующий всегда может помолиться и призвать на помощь Бога. По Юнгу, Бог, как и бесы, искушающие человека, есть не что иное, как архетип, символически выраженный в соответствующих культурных образах. Обращение к архетипам помогает человеку справиться с ситуацией. Таким образом, культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным. Так обеспечивается целостность человеческой души.
Юнг много внимания уделял, анализу мышления и его связи с культурой. По его мнению, есть два типа мышления — логическое и интуитивное. Западное мышление —логическое, оно развилось в рамках средневековой культурной традиции на базе схоластики. В восточной культурной традиции большее развитие имеет интуитивное мышление, которое идет не в словесных рассуждениях (как в Европе), а в виде потока образов.
Типы мышления напрямую связаны с соответствующими типами
личности — экстравертами и интровертами. Западная культура чаще
рождает экстравертов — людей, ориентированных на внешний мир. Вос
ток с его интуитивным мышлением дает интровертов — людей, ориенти
рованных на свой внутренний мир, на приспособление к коллективному
бессознательному. уж
Человеку более соответствует интровертное мышление, так как оно устанавливает баланс между сознанием и коллективным бессознатель- ным. Поэтому в таких культурах высоко ценят опыт сновидений, виде-ний, галлюцинаций. Оно незаменимо для творчества, мифологии и рели- гии. Но, к сожалению, такое мышление и такие личности не подходят для развития современной индустриальной культуры с ее преобладанием экстравертов.
У экстравертов нарушается баланс сознания и бессознательного. В результате архетипы в самых примитивных формах способны вторгнуться в сознание народов. Примером такого вторжения могут служить факельные шествия, массовый экстаз, пламенные речи коммунистических и фашистских вождей, символика свастики и красной звезды. По
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА
мнению Юнга, именно такое вторжение послужило причиной кризиса европейской культуры XX в. — с одной стороны, технический прогресс и господство над миром, с другой — упадок символического знания, «расколдовывание» мира. Результат — индивидуальные и массовые психозы, всевозможные лжепророчества, массовые беспорядки и войны.
Чтобы выйти из кризиса, европейская культура должна измениться, восстановить утраченное единство человеческой души. Для этого нужно проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, но не оставаться в нем, иначе произойдет полное погружение и отождествление себя с бессознательным. Мы должны быть во власти бессознательного в той же степени, как оно — во власти нашего сознания.
3.5. Функциональная теория культуры
Функциональная теория культуры стала логическим продолжением и развитием идей социологической школы. Не проявляя интереса к объективным основаниям культуры, функционалисты рассматривают ее как целостное образование, состоящее из элементов и частей. Важнейшей своей задачей они видят выделение этих частей, выявление их функций и зависимостей между ними. При этом каждый отдельный элемент не просто выполняет присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать. Историческое изменение культур не интересует функционалистов, их интересует, как действует культура в настоящее время. Для этого они анализируют многоуровневые отношения между человеком как психическим организмом и его творением — культурой.
Английский ученый польского происхождения Бронислав Каспар Малиновский (1884—1942), прежде чем обратиться к вопросам истории культуры, приобрел широкую известность своими полевыми исследованиями обитателей Океании. Но лишь в своих поздних работах Малиновский подвел итог культурологическим исследованиям, изложив свои взгляды на природу культур и методы их познания. Самая значительная из его книг — «Научная теория культуры» (1944) опубликована уже после смерти автора.
Малиновский рассматривал культуру как интегрированное целое, как совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности вобласти материального и духовного производства. Культура, по мнению Малиновского, зарождается как реакция на элементарные биологические потребности человека — в пище, одежде, жилище, продолжении рода. Удовлетворяя их, человек добывает себе пищу, топливо, строит дома, изготовляет одежду и т.д. Тем самым он преобразует окружающий
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
мир и создает культуру. Общество для Малиновского — это биологический организм особого рода, естественная адаптивная система, в которой согласуются условия существования самого общества и потребности его членов. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Таким образом, культура дляМалиновского — это вещественная и духовная система, с помощью которой человек обеспечивает свое существование и решает стоящие перед ним задачи.
Помимо основных (первичных) потребностей, Малиновский выделял еще производные (вторичные) потребности, порожденные уже не природой, а культурной средой. Он называет такие потребности социальными императивами. Это потребности в экономическом обмене, социальном контроле, системе образования и т.п. Результат удовлетворения этих потребностей также является частью культуры.
Средства удовлетворения как основных, так и производных потребностей — культура — представляет собой системное целое, состоящее из единиц, названных Малиновским институтами. Каждый институт представляет собой совокупность средств и способом удовлетворения той или иной потребности. Вместе взятые, институты образуют структуру культуры. Таким образом, современная цивилизация предстает у Малиновского в виде сложной органической системы социальных институтов, т.е. исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни, каждая из которых выполняет определенную функцию по удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей людей. Одна из главных задач культуры — закрепление, развитие и передача потомкам вторичных потребностей, составляющих в совокупности социальный опыт.