Организационное поведение
Программа курса
для специальности 08050 -
Государственное и муниципальное управление
Балашиха 2007
Организационное поведение
Программа курса
Составитель: Составители: д.э.н., проф. Архипова Н.И.
к.т.н., доц. Седова О.Л
Программа утверждена на заседании кафедры Организационного развития
Протокол от 2004 г.
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе преп. С.В. Корчагиной
Программа утверждена на заседании кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала РГГУ в г. Балашихе
протокол № 04 от 07.09.2007
© Филиал РГГУ в г. Балашихе, 2007
Пояснительная записка Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе для студентов 3 курса (6 семестр) специальности «Государственное и муниципальное управление» заочной формы обучения. Объем курса: 8 часов лекций. Форма контроля: контрольная работа, зачет.
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе для студентов 3 курса (6 семестр) специальности «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения. Объем курса: 28 часов: 16 часов – лекции, 12 часов – семинары. Форма контроля: контрольная работа, зачет. Предметом изучениядисциплины "Организационное поведение"является поведение человека в процессе работы в организации, групповое поведение в организации и способы воздействия на поведение работников организации. Образовательной задачей курса является формирование у студентов теоретических знаний в области организационного поведения и практических подходов к решению проблем управления трудовым коллективом. Задачами курса являются: · изучение теорий поведения человека в трудовом коллективе; · раскрытие основных подходов к управлению поведением людей в организации; · освоение основных методик диагностики взаимоотношений в коллективе. Курс разработан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами специальностей. Он обобщает теоретические, экспериментальные, методические работы в области психологии, социальной психологии, психологии труда, социологии, социологии труда, характерологии, практику работы различных организаций и опыт консультирования в области повышения эффективности функционирования организаций и формирования позитивных внутриколлективных отношений. Изучение предмета базируется на знании студентами цикла социологических, психологических и управленческих дисциплин. Данный курс предоставляет студентам благоприятную возможность синтеза полученных ранее знаний, овладения их практическим применением, получения конкретных навыков. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины
В результате освоения курса студент |
Содержание курса
1. Личность в организации
Роль человеческого фактора в деятельности организации.
Личность работника как субъекта и объекта управления.
Понятие личности. Структура личности. Индивидуально-психологические свойства личности. Характеристики личности. Организация как среда развития личности. Личные качества, их влияние на эффективность деятельности. Творчество, саморазвитие личности. Психологические типы личности.
Поведение, его структура: действие, характер, среда, цели. Трансакция как межличностное действие. Поступок. Операция. Занятия. Образ жизни. Формирование целей. Типология поведения. Характерное, ситуативное и целевое поведение. Ролевое поведение. Характерные роли.
2. Коммуникативное поведение
Роль коммуникаций в управлении организацией.
Понятие коммуникаций. Средства коммуникаций. Семантика, синтаксис и прагматика коммуникаций. Влияние развития кибернетики на современный подход к коммуникациям. Направления и элементы коммуникаций. Значение коммуникаций для руководителя. Коммуникативность, ее роль и значение социальных потребностей коллектива.
Сущность коммуникационного процесса.
Понятие и модель коммуникационного процесса. Коммуникация как действие, как процесс, как взаимодействие. Этапы коммуникации. Типы коммуникационных каналов. Развитие коммуникационной модели. Эффективность коммуникаций. Обратная связь в коммуникационном процессе.
Коммуникационная структура управления
Понятие коммуникационной структуры управления. Многообразие коммуникаций. Система коммуникаций в организации. Виды коммуникаций (классификация) и типология коммуникаций. Направленность коммуникационных каналов. Понятие и типы коммуникационных сетей. Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации.
Коммуникационный стиль
Понятие коммуникационного стиля. Пять стилей межличностной коммуникации. Измерение межличностной коммуникации и построение матрицы коммуникационных стилей. Коммуникационный стиль индивидов: открытие себя, реализация себя, замыкание в себе, защита себя, "торговаться" за себя.
Невербальная коммуникация
Взаимосвязь коммуникаций и информации. Сущность невербальной информации. Невербальное послание как вид межличностной коммуникации. Основные типы невербальной коммуникации. Влияние социальной и культурной среды на невербальную коммуникацию.
3. Трудовое поведение
Понятие труда, трудовое поведение работника, предмет труда, условия труда. Типология трудового поведения. Предпринимательское и манипулятивное поведение. Диструктивное, девиантное, делинквентное поведение людей в организации. Способности работника. Профессионализм и его составляющие. Культура труда, трудовая мораль. Профессиональная культура. Должностная иерархия. Должность и должностное лицо. Феномен персонификации и деперсонификации. Личностное деловое поведение.
4. Мотивационное поведение.
Мотивация и мотивационное поведение человеческих индивидов
Сущность, объекты и субъекты мотивации. Типология мотивов. Мотивационное поведение человеческих индивидов. Метасистемы мотивации. Взаимосвязь мотивации и управления.
Эгоцентристские, утилитаристские, прагматические и социально-гуманистические теории мотивации
Мотивационные аспекты индивидуализма и солипсизма. Концепция "экономического человека" А. Смита. Теории полезности И. Бентама и Ч. Пирса.
Эмпирический инструментализм Д. Дьюи. Интеракционизм Д. Мида. Мотивационные аспекты альтруизма. Мотивационные аспекты коммунитаризма.
Содержательные теории мотивации.
Мотивационные аспекты фрейдизма. Концепция параллельной мотивации Л.В. Выготского. Двухфакторная трудомотивационная модель Ф. Герцберга. Теория иерархий потребностей А. Маслоу -- Х. Муррея. Теория иерархии потребностей К. Альдельфера (теория ERG). Теория приобретенных потребностей Д. Макклелланда -- Д. Аткинсона.
Процессуальные теории мотивации.
Мотивационные аспекты неофрейдизма. Теория ожиданий В. Врума. Теории справедливости Д. Адамса. Комплексная мотивационная модель Л. Портера -- Э. Лоулера. Теория мотивационного "поля" К. Левина. Дихотомия Д. Мак-Грегора и теория "Z" У. Оучи.
5. Формирование, структура и развитие группы.
Психология управления социальными группами.
Классификация социальных групп.
Определение социальной группы. Большие, средние и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Разновидности неформальных групп. Признаки вступления людей в неформальные группы. Неформальные лидеры.
Влияние на неформальные группы.
Поведение группы
Ролевая структура коллектива. Типовые роли поведения в группах. Характеристика групп по приоритету лидерства. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Динамические процессы в малой группе.
Социальная психология личности.
Понятие личности. Структура личности. Индивидуально-психологические свойства личности.
Личность в группе. Ценностные ориентиры. Социальная установка и реальное поведение. Формирование и изменение социальных установок.
Формирование коллектива.
Условия формирования. Стадии развития группы. Организационные возможности коллектива. Фактор риска в групповых решениях. Феномен группового давления. Симптомы группового давления. Психологическая совместимость.
Межличностные отношения в трудовом коллективе.
Групповая сплоченность. Отличие сплоченных и несплоченных групп. Ценностно-ориентированное единство коллектива. Интеграция коллектива.
Социально-психологический климат.
6. Организационное лидерство.
Основы теории лидерства.
Понятие лидерства. История и природа организационного лидерства. Лидер и его социальная роль в организации. Типы отношений лидерства, лидер и менеджер.
Первоначальные теории лидерства.
Теория лидерских качеств. Группы лидерских качеств. Характеристики эффективного руководителя.
Концепция харизматического лидерства. Этика и харизма.
Концепции ситуационного лидерства.
Модель ситуационного лидерства Фидлера. Модель лидерского поведения Танненбаума-Шмидта. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда. Модель "путь-цель" Хауза и Митчелла. Ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.
Типология лидерства.
Типы лидерства: деловое, эмоциональное, ситуативное.
Классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой, по силе влияния. Конструктивное, деструктивное и нейтральное лидерство.
Управление лидерством в организации.
Выявление лидеров. Развитие лидерства. Интеграция лидеров. Устранение деструктивного лидерства.
7. Конфликтология
Теория организационных конфликтов.
Понятие конфликта. Признаки конфликта. Стадии конфликта. Типология конфликтов. Причины конфликта. Механизм и формы конфликта.
Диагностирование конфликта.
Понятие диагностирования конфликта. Аспекты диагностирования. Методы диагностики конфликта. Превентивное диагностирование. Профилактика конфликтов.
Стратегии управления конфликтами.
Морально-правовая стратегия. Реалистическая стратегия. Идеалистическая стратегия.
Поведенческая ориентация стратегий.
Методы управления конфликтами.
Силовой стиль и уклонение от конфликта. Приспособление и компромисс. Сотрудничество, поддержание статус-кво, формирование индифферентности. Выбор стиля поведения. Методы управления конфликтами. Структурные методы. Персональные методы. Конфликтологическая типология сотрудников. Инициаторы конфликтов.
Принципы управления конфликтами.
Институциализация конфликта. Легитимация процедуры разрешения конфликта. Структурирование конфликтующих групп. Редукция конфликта.
Правила обращения с конфликтами.
8. Организационное поведения руководителя
Контролирующее поведение руководителя.
Контроль "сбойных ситуаций". Детальный контроль. Факторный контроль. Упреждающий контроль. Контроль "постфактум". Внешний контроль. Внутренний контроль. "Гнездовой" контроль. Оценки конечных результатов. Параметры "развернутой оценки". Поощрительные оценочные санкции. Осуждающие оценочные санкции. Критерии оценки поведения работника.
Диспозиционные управленческие отношения
Управленческая позиция руководителя. Диспозиционный статус руководителя. Предпринимательский тип руководителя. Административный тип руководства. Открытая управленческая позиция. Псевдоуправленческая позиция. Искаженная управленческая позиция. Осознание управленческой позиции. "Я - образ" руководителя. Самооценка управленческой позиции.
Должностное самоопределение руководителя..
Должностное самоопределение руководителя. Управленческие ценности руководителя. Ранжировка управленческих ценностей. Личностные управленческие ресурсы. Жизненные цели. Психологические синдромы руководителя. Карьера руководителя. Профессиональный рост руководителя. Управленческое кредо руководителя.
Ролевой потенциал руководителя
Ролевая рассогласованность поведения. Синдром "неповоротливого бегемота". Роль владельца. Роль предпринимателя. Роль руководителя. Ролевые управленческие позиции. Ложное самоутверждение руководителя. Конфликтное поведение руководителя. Психологическое тестирование. Зоны межличностного "отторжения". Зона межличностного "притяжения". Коммуникативное поведение руководителя
Временная управленческая ориентация руководителя
Целенаправленное поведение руководителя. Событийные сценарии поведения. Стратегические ориентации поведения. Поведенческая организация управления. Временные представления руководителей. Экстернальный тип руководителя. Интернальный тип руководителя. Временной потенциал руководителя.
9. Формирование поведения в организации.
Основные черты и цели совместной деятельности. Значение управления организационным поведением в обеспечении эффективного функционирования организации. Координация и контроль поведения в организации. Формирование организационного климата и организационной культуры в организации.
Источники информации о поведении в организации. Система показателей, методы исследования организационного поведения. Метод естественного эксперимента при изучении группового поведения. Ценностно-ориентационное единство группы. Оценка групповых норм поведения. Анализ и оценка мотивации поведения индивидуума и группы. Проектирование организационного поведения.
Влияние внешней и внутренней среды на изменения в организационном поведении. Процесс внесения изменений в организацию. Методы внедрения изменений. Преодоление сопротивления изменениям. Ответственность и стимулирование нововведений, отношения людей к нововведениям. Функции управления нововведениями. Кадровое и психологическое обеспечение нововведений. Профессионалы и новаторы в организации. Интеграция в международный бизнес и влияние ее на изменение организационного поведения. Усиление системного подхода к организации: миссия, структура, культура, имидж организации, их влияние на организационное поведение.
Тематический план (в часах) для специальности «Государственное и муниципальное управление» заочной формы обучения
Тема | лекции |
Личность в организации | |
Коммуникативное поведение | |
Трудовое поведение | |
Мотивационное поведение | |
Формирование, структура и развитие группы. | |
Организационное лидерство | |
Конфликтология | |
Организационное поведения руководителя | |
Формирование поведения в организации | |
ИТОГО: |
Тематический план (в часах) для специальности «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения
Тема | лекции | семинары |
Личность в организации | ||
Коммуникативное поведение | ||
Трудовое поведение | ||
Мотивационное поведение | ||
Формирование, структура и развитие группы. | ||
Организационное лидерство | ||
Конфликтология | ||
Организационное поведения руководителя | ||
Формирование поведения в организации | ||
ИТОГО: |
Контрольные вопросы.
1. Что представляет собой наука "Организационное поведение"?
2. Как наука поведения людей в организациях помогает решать проблемы в области управления персоналом?
3. Назовите основные современные теории личности и их отличительные особенности.
4. Дайте определение понятию "личность".
5. Что такое структура личности?
6. Что такое индивидуальность?
7. Что такое тип личности?
8. Что такое темперамент личности?
9. Что такое черты характера личности?
10. Что такое интеллект личности?
11. Какие типы личности Вы знаете?
12. Какие основные виды темперамента личности Вы знаете?
13. По каким признакам люди могут быть разделены на интровертов и экстравертов?
14. Что характеризуют интеллектуальные способности человека?
15. Что такое фрустрация?
16. Какие способности человека позволяют предсказать его поведение?
17. Какие биографические характеристики сильнее всего влияют на эффективность деятельности?
18. Назовите основные источники формирования ценностей. Как их можно использовать при прогнозировании поведения в организации?
19. Что такое коммуникационная сеть и какие виды сетей Вы знаете?
20. Какие виды коммуникационных отношений складываются в организации?
21. Что такое коммуникационный стиль индивида и какие стили Вы знаете?
22. Какие виды невербальной информации используются в коммуникации?
23. Назовите основные типы невербальной коммуникации?
24. Что такое коммуникационный процесс и какова его основная цель?
25. Назовите базовые элементы и этапы коммуникационного процесса?
26. Как формируются коммуникации между организацией и ее средой?
27. Какие виды коммуникаций существуют внутри организации?
28. Сущность межуровневых коммуникаций и варианты движения коммуникативного потока?
29. В чем отличаются коммуникации в малой группе от межличностных коммуникаций?
30. Какие типы сетей используются в демократических структурах с благоприятным морально-психологическим климатом?
31. Перечислите организационные преграды в коммуникации?
32. Почему возникает фильтрация информации?
33. Какие меры следует принимать в случае непреднамеренного искажения информации?
34. Причины возникновения сознательного искажения информации.
35. Назовите коммуникационные стили индивидов в организации.
36. Приведите обобщенную классификацию видов коммуникаций.
37. Что такое трудовое поведение работника?
38. Приведите типологию трудового поведения.
39. В чем разница между предпринимательским и манипулятивным трудовым поведением?
40. Что такое дестриктивное трудовое поведение?
41. Что такое девиантное трудовое поведение?
42. В чем заключается феномен персонификации?
43. В чем заключается феномен деперсонификации?
44. Что такое социальная группа?
45. Приведите классификацию социальных групп по их размеру.
46. Чем формальные группы отличаются от неформальных?
47. От чего зависит эффективность деятельности рабочей группы?
48. Что такое организационная структура paбочей группы?
49. Что такое функциональная структура рабочей группы?
50. Что такое ролевая структура рабочей группы?
51. Что характеризуют творческие роли членов группы?
52. Что характеризуют поведенческие роли члена группы?
53. Что характеризуют коммуникативные роли члена группы?
54. Что такое лидерство?
55. Кто такой лидер?
56. Чем отличается лидер от менеджера?
57. Что такое авторитет?
58. В чём отличие эффективного лидерства от неэффективного?
59. Какие концепции лидерства вы знаете?
60. Чем определяется эффективность лидера согласно теории лидерских качеств?
61. Перечислите основные группы качеств, оказывающие влияние на лидерство.
62. В чём смысл харизматического лидерства?
63. В чём различие между этическим и неэтическим харизматическим лидером?
64. На чём основан подбор эффективного лидера согласно модели ситуационного лидерства Фидлера?
65. Что позволяет определить модель лидерского поведения Танненбаума-Шмидта?
66. От чего зависит выбор стиля руководства лидера согласно модели ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда?
67. От чего зависит эффективность лидера согласно модели лидерства "путь-цель" Хауза и Митчелла?
68. Чем определяется степень участия подчинённых в принятии решения согласно модели Врума-Йеттона-Яго?
69. Что такое деловое лидерство?
70. Что такое эмоциональное лидерство?
71. Что такое ситуативное лидерство?
72. Перечислите основные типы лидеров в зависимости от их восприятия группой.
73. Что такое конфликт?
74. Какая ситуация относится к конфликтной?
75. Какие типы конфликтов Вы знаете?
76. Перечислите основные стратегии управления конфликтами.
77. Как может быть организована контрольная функция руководителя по способам регуляции поведения работников?
78. В чем смысл "гнездовой" концепции контролирующего поведения?
79. Чем характеризуется управленческая позиция руководителя предпринимательского типа?
80. Чем характеризуется управленческая позиция руководителя административного типа?
81. Какие управленческие позиции могут встречаться в практике?
82. От каких факторов зависит диспозиционный статус руководителя?
83. Как можно объяснить ранжировки ценностей управленческой программы руководителя?
84. Как составить матрицу мотивации поведения руководителя?
85. Как происходит ролевое рассогласование поведения в управленческой позиции руководителя?
86. Какой может быть событийно-сценарная методика в оценке ошибок руководства и перспектив развития организации?
87. Какие временные установки характерны для руководителя экстернального типа, каково его поведение в организации?
88. Какие временные установки характерны для руководителя интернального типа, каково его поведение в организации?