группа Б – 04111 заочное отделение




Контрольная работа по русскому языку

Пунктуация

Выполнила: Мазия Аида Анфасовна

группа Б – 04111 заочное отделение

Упражнение 29. Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Его всегда интересовали и казались загадочными те случаи, когда задумавшись о каком-нибудь предмете, или читая о чём-нибудь в книге, он тотчас слышал рядом с собой разговор о том же самом (Куприн). 2. Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил он со ступенек крыльца, бросался в мокрую росистую траву и, прижавшись всем телом к влажной ещё державшей дневное тепло земле, плакал (Полевой). 3. У костра, вытаращив испуганные глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую в болтающемся рукаве приподняв, точно защищаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка в лаптях, в изорванных штанишках, в длинном не по росту пиджаке, обёрнутом вокруг тела и подпоясанном пенькой (Фадеев). 4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах стоял, прислонясь спиной к мачте и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой (М. Горький). 5. Исхудавший и бледный, с поджатыми под себя ногами в валенках он, сгорбившись и дрожа, сидел в дальнем углу нар, и засунув руки в рукава полушубка, лихорадочными глазами смотрел на Нехлюдова (Л. Толстой). 6. Обернувшись, Любовь увидала, что по дорожке сада, почтительно сняв картуз и кланяясь ей, идёт Ефим, капитан «Ермака» (М. Горький). 7. А в это время, благодаря энергии и находчивости Корнилова, одушевлявшего всех на Южной стороне, вырастали батареи (Станюкович). 8. Низенький и худощавый старик Нилыч, бодрый ещё на вид, несмотря на свои шестьдесят лет, сидел за накрытым цветной скатертью столом в чистой ситцевой рубахе, широких штанах и в башмаках, надетых на босые ноги (Станюкович). 9. Благодаря особенностям геологического строения его склонов с бесчисленными родниками и ручьями, массив является как бы живым музеем, скопищем чуть ли не половины всех дикорастущих цветов области (Пермитов). 10. Я стал на краю площадки, крепко упёршись левой ногою в камень и наклонясь немного вперёд, чтобы в случае лёгкой раны не опрокинуться назад (Лермонтов). 11. Полторацкий, точно проснувшись, не понимая, глядел своими добрыми широко расставленными глазами на недовольного адъютанта (Л. Толстой). 12. Сама княгиня Марья Васильевна, крупная большеглазая чернобровая красавица, сидела подле Полторацкого, касаясь его ног своим кринолином и заглядывая ему в карты (Л. Толстой). 13. Он спал, не раздеваясь, облокотившись на руку, утонувшую локтем в подложенные ему хозяином пуховые красные подушки (Л. Толстой). 14. Проехав шагов сто, Хаджи-Мурат увидал сквозь стволы деревьев костёр, тени людей, сидевших у огня и, до половины освещённую огнём, стреноженную лошадь (Л. Толстой). 15. Разувшись и совершив омовение, Хаджи-Мурат стал босыми ногами на бурку, потом сел на икры и, сначала заткнув пальцами уши и закрыв глаза, произнёс, обращаясь на восток, обычные молитвы (Л. Толстой).

Упражнение 36. Найдите в предложениях уточняющие, пояснительные, присоединительные члены, обороты со значением включения, исключения, замещения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Чтобы читать лекции хорошо, то есть не скучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь сноровку и опыт (Чехов). 2. Почти все молодые рыбки, особенно некоторые из пород не очень крупных, так красивы, или, лучше сказать, так миловидны, резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки, нежности (Аксаков). 3. Кроме хозяйки, застал я в столовой ещё четырёх гостей, чиновников. Один из них, старик без усов и с седыми бакенами, похожий на драматурга Ибсена, оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 4. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревни и города, например, о ожидании почтового дня (Пушкин). 5. На хуторе, в трёх вёрстах от деревушки Соломенной, разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Фадеев). 6. В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие (Куприн). 7. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик (Н. Островский). 8. Мы отправились и бродили долго, до вечера (Тургенев). 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену, то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова (Гончаров). 10. Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к числу ластоногих (Арсеньев). 11. Узкая, на одну телегу, дорога вилась ужом (Грибов). 12. Базаров живет бобылём и умрет бобылём, и притом бесполезным бобылём... (Писарев) 13. Это ощущение и беспокоило его, особенно в первые недели командования (Соболев). 14. А не находите ли вы, что если все, в том числе и лучшие люди, мыслители и великие учёные, участвуя в борьбе за существование, каждый сам за себя станут тратить время на битьё щебня и окраску крыш, то это может угрожать прогрессу серьёзною опасностью? (Чехов). 15. Они поехали посмотреть это место, но вместо него нашли громадный новый грузовой порт (Катаев).

Упражнение 42. Выделите в предложениях вставные конструкции. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Да, и, наконец, нельзя же в твои годы с твоей наружностью (Аратов опустил глаза и махнул рукою) – да, да, с твоей наружностью, так чуждаться общества, света! (Тургенев). 2. Крики: «Bis! Браво!» раздавались кругом, но она бросила быстрый взгляд на Аратова, который не кричал и не хлопал - ему не особенно понравилось её пение, - слегка поклонилась и ушла (Тургенев). 3. И не то чтобы он дулся на Аратова за неудачу своей рекомендации - добряк на это не способен, - но он, очевидно, нашёл некоторое занятие, которое поглощало всё его время (Тургенев). 4. Бедный старик не мог надивиться на Петеньку (так он называл сына) (Достоевский). 5. Насчёт фигуры (лекарь с улыбкой взглянул на себя) также, кажется, нечем хвастаться (Тургенев). 6. Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело (Л. Толстой). 7. – Господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – Господа, к чему пустые споры! (Лермонтов). 8. Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не могу назвать её) ловить и собирать бабочек (Аксаков). 9. А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)? (Гоголь). 10. Издеваться над ним (и ещё в официальной газете) нехорошо – и даже неблагоразумно (Пушкин). 11. Николай - она чувствовала - не понимает её, и это ещё более затрудняло желание рассказать о страхе своём (М. Горький). 12. Окончив свои дуэтино с дочерью, фрау Леноре заметила, что у Эмилио голос отличный, настоящее серебро, но что он теперь вступил в тот возраст, когда голос меняется (он действительно говорил каким-то беспрестанно ломавшимся басом), и что по этой причине ему запрещено петь (Тургенев).

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ


Составьте схемы следующих предложений. Подготовьте пунктуационный разбор:

 

Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев, не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями.

 

Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.

 

Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.

Упражнение 55. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Сделайте полный разбор выделенных предложений, включая простые предложения внутри сложных.

 

1. Майор Ковалёв, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе к истине /1, что виноюэтого странногопроисшествиядолжен бытьне кто другой, как штаб-офицерша Подточина /2, которая желала /3, чтобы онженилсянаеёдочери /4. (Гоголь). 2. Если человекудаляетсяот зла, не видя возможности уничтожить его или не находя достаточно средств /1, чтобы бороться /2, мыникогдане осмелимся порицатьего и даже не откажемемув уважении /3, если онзаслуживаетегодругимисторонамисвоейжизни /4 (Добролюбов). 3. Не будем, конечно, спорить о том /1, что Станкевичбылне менееполезендля общества, чем, например, Белинский /2, но Станкевичне находилв себе таких сил для деятельной и упорнойборьбы /3, какими обладалзнаменитыйнашкритик /4(Добролюбов). 4. В одном из своихписемСтанкевичгрустно говорито том /1, что Белинскомунужнопримирениесо счастьем жизни /2, а ему, напротив, нужнораздражение, препятствия /3, потому что он по природесвоейслишкоммягок и идеален /4 (Добролюбов). 5. Как натура по преимуществу созерцательная, Станкевичне мог броситься в практическуюдеятельность /1, чтобы произвестикакой-нибудь переворот в обществе /2, и, зная это, мы уже не имеемникакогоправаприставатьк нему с назойливымдопросом /3 (Добролюбов). 6, Этиобвиненияимели бы смысл /1, если быборьба, страданиябыли чем-нибудь обязательным, необходимымдля сохранениячестичеловека /2, но, как мыужеотметили, борьбаестьненормальноеявление, происходящее от фальшивых отношений /3, среди которыхживётобщество / (Добролюбов) 4. 7. Если всмотретьсяпристальнее в жизнькаждого из тружеников и страдальцев /1, то весьманемногонайдётся такихфанатиков /2, которые бы самиотыскивалистрадания, бросаясь в борьбу для удовольствия борьбы /3 (Добролюбов). 8. Как бы ни игралсвоейжизньючеловек /1, он всегдаиграет до тех пор /2, пока ещёнадеетсяна выигрыш /3, а надеждана выигрыш – это и есть желаниелучшего, стремлениесвоего эгоизма в том виде /4, в каком он у каждогообразовался / (Добролюбов) 5. 9. Низшиепредметыприродыживут только в себе, наслаждаются только собою /1человекможет житьв других, наслаждатьсячужойрадостью, чужимсчастьем /2, а если ктоне чувствуетв себеэтойспособности /3, то, значит, онещё малоразвилв себеистинночеловеческого /4 (Добролюбов). 10 Былив то же время и другиелюди, тоже имевшие благородные убеждения /1, но именаихне сохранятсяв рядубезукоризненныхимен /2, хотя, может быть, они тоже горячокинулисьв борьбу и тоже былив этом самомкружкеСтанкевича /3(Добролюбов). 11. УслышитОбломов о каком-нибудь замечательномпроизведении искусства /1у негоявитсяпозывпознакомитьсяс ним /2, и онищет, проситкниги /3, и, если принесутскоро /4, у негоначнёт формироватьсяидеяо предмете / 5 (Гончаров). 12. Дальше тойстроки /1, над которой учитель, задавая урок, проводилногтем черту /2, Обломовне заглядывал, расспросовникакихемуне делал и поясненийне требовал, а довольствовался тем /1, что написанов тетрадке /3, и любопытстване обнаруживал /1, даже когда не всёпонимал /4, что слушал и учил /5 (Гончаров). 13. Если емукое-какудавалосьодолетькнигу, называемую статистикой, историей /1, онсовершеннобыл доволен /2, а / когда Штольцприносилему книги/3, какие надо было прочестьсверх выученного /4, Обломовдолгогляделмолчана него /5(Гончаров). 14. Тут мелькнулау негособлазнительнаямысль о будущих цветникахо фруктах, до того живая /1, что онвдругперенёссяна несколько лет вперёд в деревню /2, когда ужеимениебудет устроено /3 и когда онзаживёттам безвыездно /4 (Гончаров). 15. Явилсянизенькийчеловек, с умеренным брюшком, с румянымищеками и лысиной /1, которую с затылка, как бахрома, окружаличёрныегустыеволосы /2; лысинабыла чиста и лоснилась /3, как будто была выточена из слоновойкости /4(Гончаров).

  1. Майор Ковалёв, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе к истине /1, что виною этого странного происшествия должен быть не кто другой, как штаб-офицерша Подточина /2, которая желала /3, чтобы он женился на её дочери /4. СПП с последовательным подчинением придаточных.
    [ гл. ]1, (что – с. сущ.)2, (которая – с. сл. гл.)3, (чтобы – с.)4.
[ гл. ]1
доп.↓
(что – с. сущ.)2
опред.↓
(которая – с. сл. гл.)3,
  доп.↓
  (чтобы – с.)4

1. Если человек удаляется от зла, не видя возможности уничтожить его или не находя достаточно средств /1, чтобы бороться /2,мы никогда не осмелимся порицать его и даже не откажем ему в уважении /3, если он заслуживает его другими сторонами своей жизни /4.
Предложение сложноподчинённое, состоит из пяти простых предложений. Главное предложение – предложение 3; предложения 1, 2, 4 – придаточные. Придаточные связаны с главным предложением последовательно (предложения 1 и 2) и однородно (предложения 1 и 4).
I придаточное (предложение 1) и III придаточное (предложение 4) – придаточные условия, относятся ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз если; I придаточное (предложение 1) стоит перед главным, III придаточное (предложение 4) стоит после главного (предложение 3).
II придаточное (предложение 2) – цели, относится ко всему главному (предложение 1); средство связи – союз чтобы; придаточное стоит после главного (предложение 1).
(если – с.)1, (чтобы – с.)2, [ ]3, (если – с.)4.

[ ]3
усл.↓
(если – с.)1 (если – с.)4
цели↓  
(чтобы – с.)2  

Предложение 1 – если человек удаляется от зла, не видя возможности уничтожить его или не находя достаточно средств – простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и связанными одиночным соединительным союзом и. Человек – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Удаляется – ПГС, выраженное глаголом в настоящем времени. От зла – косвенное дополнение, выраженное существительным в Р. п. с предлогом. Не видя возможности уничтожить его или не находя достаточно средств – однородные обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и связанные одиночным соединительным союзом и. Если – подчинительный союз, членом предложения не является.
Предложение 2 – чтобы бороться – простое, односоставное (безличное инфинитивное), полное, нераспространённое, неосложнённое. Бороться – ПГС, выраженное инфинитивом. Чтобы – союз, членом предложения не является.
Предложение 3 – мы никогда не осмелимся порицать его и даже не откажем ему в уважении – простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми, связанными одиночным соединительным союзом и. Подлежащее мы выражено местоимением в И. п. Не осмелимся порицать – СГС; основная часть выражена субъектным инфинитивом порицать, вспомогательная часть не осмелимся имеет модальное значение и выражена глаголом в настоящем времени. Не откажем в уважении – ПГС, выраженное цельным глагольным сочетанием в настоящем времени. Его – прямое дополнение, выраженное местоимением в В. п. без предлога. Никогда – обстоятельство времени, выраженное местоименным наречием. Ему – косвенное дополнение, выраженное местоимением в В. п. Даже – частица, членом предложения не является.
Предложение 4 – если он заслуживает его другими сторонами своей жизни – простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое. Он – подлежащее, выраженное местоимением в И. п. Заслуживает – ПГС, выраженное глаголом в настоящем времени. Его – прямое дополнение, выраженное местоимением в В. п. без предлога. Сторонами – косвенное дополнение, выраженное существительным в Т. п. Другими – согласованное определение, выраженное местоимением. Жизни – несогласованное определение, выраженное существительным в В. п. Своей – согласованное определение, выраженное местоимением. Если – союз, членом предложения не является.

 

  1. Не будем, конечно, спорить о том /1, что Станкевич был не менее полезен для общества, чем, например, Белинский /2, но Станкевич не находил в себе таких сил для деятельной и упорной борьбы /3, какими обладал знаменитый наш критик /4. ССП с подчинением. [ гл. + ук. сл. ]1, (что – с.)2, но [ сущ. + ук. сл. ]3, (какими – с. сл.)4.
против.
[ гл. + ук. сл. ]1, но [ сущ. + ук. сл. ]3
доп.↓ опред.↓
(что – с.)2 (какими – с. сл.)4
  1. В одном из своих писем Станкевич грустно говорит о том /1, что Белинскому нужно примирение со счастьем жизни /2, а ему, напротив, нужно раздражение, препятствия /3, потому что он по природе своей слишком мягок и идеален /4. СПП с придаточными, связанными однородно и последовательно. [ гл. + ук. сл. ]1, (что – с.)2, а (–)3, (потому что – с.)4.
[ гл. + ук. сл. ]1
доп.↓
(что – с.)2, а (–)3
  прич.↓
  (потому что – с.)4

4. Как натура по преимуществу созерцательная, Станкевич не мог броситься в практическую деятельность /1, чтобы произвести какой-нибудь переворот в обществе /2, и, зная это, мы уже не имеем никакого права приставать к нему с назойливым допросом /3. ССП с подчинением. [ ]1, (чтобы – с.)2, и [...]3.

соед.
[ ]1, и [ ]3
доп.↓  
(чтобы – с.)2  
   

5. Эти обвинения имели бы смысл /1, если бы борьба, страдания были чем-нибудь обязательным, необходимым для сохранения чести человека /2, но, как мы уже отметили, борьба есть ненормальное явление, происходящее от фальшивых отношений /3,среди которых живёт общество /4.
Предложение сложное, состоит из четырёх простых предложений, с разными видами связи (сочинением и подчинением). Центральная связь – сочинительная. Она связывает непосредственно предложения 1 и 3. Это ССП, средство связи – противительный союз но. Это ССП с подчинением.
Выделяются два блока.
I блок представлен предложениями 1 и 2. Это СПП, где предложение 1 – главное; предложение 2 – придаточное условное. Придаточное предложение относится ко всему главному предложению; средство связи – союз если; придаточное стоит после главного.
II блок представлен предложениями 3 и 4. Он осложнён вставочной конструкцией – как мы уже отметили, которая содержит попутное замечание. Предложения 3 и 4 – это СПП, в котором предложение 3 – главное, предложение 4 – придаточное определительное. Придаточное относится к части несогласованного определения отношений, выраженной существительным; средство связи – союзное слово среди которых; придаточное стоит после главного.
[ ]1, (если – с.)2, но [ сущ. ]3, (среди которых – с. сл.)4.

против.
[ ]1, но [ сущ. ]3
усл.↓ опред.↓
(если – с.)2 (среди которых – с. сл.)4

Предложение 1 – эти обвинения имели бы смысл – простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое. Обвинения – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Имели бы смысл – ПГС, выраженное глагольным фразеологизмом в условном наклонении. Эти – согласованное определение, выраженное местоимением.
Предложение 2 – если бы борьба, страдания были чем - нибудь обязательным, необходимым для сохранения чести человека – простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое однородными подлежащими и однородными именными частями СИС. Борьба, страдания – однородные подлежащие, выраженные существительными в И. п. Были бы чем-нибудь обязательным, необходимым – СИС, именная часть выражена цельным сочетанием чем-нибудь обязательным, необходимым; грамматическая связка были бы в условном наклонении. Для сохранения – обстоятельство цели, выраженное существительным в В. п. с предлогом. Чести – косвенное дополнение, выраженное существительным в Р. п. Человека – несогласованное определение, выраженное существительным в В. п. Если – подчинительный союз, членом предложения не является.
Предложение 3 – борьба есть ненормальное явление, происходящее от фальшивых отношений – простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом и стоящим после определяемого слова – существительного явление. Подлежащее борьба выражено существительным в И. п. Есть явление – СИС, именная часть выражена существительным в И. п. – явление, грамматическая связка есть в настоящем времени. Ненормальное – согласованное определение, выраженное прилагательным. Происходящее от фальшивых отношений – обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Предложение 4 – среди которых живёт общество – простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое. Общество – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Живёт – ПГС, выраженное глаголом в настоящем времени. Среди которых – обстоятельство места, выраженное относительным местоимением в Р. п. с предлогом.

 

7. Если всмотреться пристальнее в жизнь каждого из тружеников и страдальцев /1, то весьма немного найдётся таких фанатиков /2, которые бы сами отыскивали страдания, бросаясь в борьбу для удовольствия борьбы /3.

СПП с двумя придаточными, связанными с главным предложением параллельно. (если – с.)1, [то сущ. ]2, (которые – с. сл.)3.

[ сущ. ]2
усл.↓ опред.↓
(если... то – с.)1 (которые – с. сл.)3
   
   

8. Как бы ни играл своей жизнью человек /1, он всегда играет до тех пор /2, пока ещё надеется на выигрыш /3, а надежда на выигрыш – это и есть желание лучшего, стремление своего эгоизма в том виде /4, в каком он у каждого образовался /5.
Предложение сложное, состоит из пяти простых предложений, с разными видами связи (сочинением и подчинением). Центральная связь – сочинительная; она связывает непосредственно предложения 2 и 4. Это ССП, средство связи – противительный союз а.
Это ССП с подчинением. В нём выделяются два блока.
I блок представлен предложениями 1, 2 и 3. Это СПП, где предложение 2 – главное; предложения 1 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным (предложение 2) параллельно.
I придаточное (предложение 1) – придаточное уступки; относится ко всему главному; средство связи – союзное слово как в сочетании с усилительной частицей ни; придаточное стоит перед главным предложением. II придаточное (предложение 3) – придаточное времени; относится ко всему главному (предложение 2); средства связи – союз пока и указательное словосочетание до тех пор; придаточное стоит после главного.
II блок представлен предложениями 4 и 5. Это СПП, в котором предложение 4 – главное, предложение 5 – придаточное определительное. Придаточное относится к обстоятельству образа действия и степени в виде, выраженному существительным; средства связи – союзное слово в каком и указательное слово том; придаточное стоит после главного.
(как – с. сл. + ни)1, [ ук. сл. ]2, (пока – с.)3, а [ сущ. + ук. сл. ]4, (в каком – с. сл.)5.

против.
[ ук. сл. ]2, а [ сущ. + ук. сл. ]4
уступ.↓ врем.↓ опред.↓
(как – с. сл. + ни)1 (пока – с.)3 (в каком – с. сл.)5

Предложение 1 – как бы ни играл своей жизнью человек – простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое. Человек – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Ни играл бы – ПГС, выраженное глаголом в условном наклонении. Жизнью – косвенное дополнение, выраженное существительным в Т. п. Своей – согласованное определение, выраженное местоимением. Как – обстоятельство образа действия, меры и степени, выраженное местоименным наречием.
Предложение 2 – он всегда играет до тех пор – простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое. Он – подлежащее, выраженное местоимением в И. п. Играет – ПГС, выраженное глаголом в настоящем времени. Всегда – обстоятельство времени, выраженное наречием. До тех пор – обстоятельство времени, выраженное цельным сочетанием с главным словом – существительным в Р. п. с предлогом.
Предложение 3 – пока ещё надеется на выигрыш – простое, двусоставное, неполное (с опущенным подлежащим человек), распространённое, неосложнённое. Надеется – ПГС, выраженное глаголом в настоящем времени. Ещё – обстоятельство времени, выраженное наречием. На выигрыш – косвенное дополнение, выраженное существительным в В. п. с предлогом.
Предложение 4 – надежда на выигрыш – это и есть желание лучшего, стремление своего эгоизма в том виде – простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными именными частями СИС. Надежда – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Есть желание, стремление – СИС; однородные именные части желание, стремление выражены существительными в И. п., связка есть стоит в настоящем времени. На выигрыш – косвенное дополнение, выраженное существительным в В. п. с предлогом. Лучшего – косвенное дополнение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, выступающего в данном предложении в функции существительного. Эгоизма – несогласованное определение, выраженное существительным в В. п. Своего – согласованное определение, выраженное местоимением. В виде – обстоятельство образа действия, меры и степени, выраженное существительным в П. п. с предлогом. Том – согласованное определение, выраженное местоимением.
Предложение 5 – в каком он у каждого образовался – простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое. Он – подлежащее, выраженное местоимением в И. п. Образовался – ПГС, выраженное глаголом в прошедшем времени. В каком – обстоятельство образа действия, меры и степени, выраженное относительным местоимением в П. п. с предлогом. У каждого – косвенное дополнение, выраженное местоимение в Р. п. с предлогом.

 

9. Низшие предметы природы живут только в себе, наслаждаются только собою /1 – человек может жить в других, наслаждаться чужой радостью, чужим счастьем /2, а / если кто не чувствует в себе этой способности /3, то, значит, он ещё мало развил в себе истинно человеческого /4. СБП с сочинением и подчинением. [ ]1 – [ ]2, а (если – с.)3, [ ]4.

против. против.
[ ]1 – [ ]2, а [ ]4
  усл.↓
  (если – с.)3
   

10. Были в то же время и другие люди, тоже имевшие благородные убеждения /1, но имена их не сохранятся в ряду безукоризненных имен /2, хотя, может быть, они тоже горячо кинулись в борьбу и тоже были в этом самом кружке Станкевича/3. ССП с подчинением. [ ]1, но [ ]2, (хотя – с.)3.

против.
[ ]1, но [ ]2
уступ.↓
(хотя – с.)3
 

11. Услышит Обломов о каком-нибудь замечательном произведении искусства /1 – у него явится позыв познакомиться с ним /2, и он ищет, просит книги /3, и /, если принесут скоро /4, у него начнёт формироваться идея о предмете /5.
Предложение сложное, состоит из пяти простых предложений, с разными видами связи (бессоюзием, сочинением и подчинением). Центральная связь – бессоюзная. Она связывает непосредственно предложения 1 и 2. Это СБП, отношения между частями условные (перед первым предложением можно вставить условный союз если; поэтому между частями бессоюзного предложения ставится тире).
Это СБП с сочинением и подчинением. Внутри сложного предложения можно выделить два блока.
I блок представлен предложением 1.
II блок представлен предложениями 2, 3, 4 и 5. Это ССП с подчинением. Предложения 2, 3, 5 – это ССП, средства связи – соединительные союзы и. Предложение 5 имеет при себе придаточное условное (предложение 4). Придаточное относится ко всему главному (предложение 5); средство связи – союз если; придаточное стоит перед главным предложением.
[ ]1 – [ ]2, и [ ]3, и, (если – с.)4, [ ]5.

усл. соед. соед.
[ ]1 – [ ]2, и [ ]3, и [ ]5
усл.↓
(если – с.)4

Предложение 1 – услышит Обломов о каком-нибудь замечательном произведении искусства – простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое. Обломов – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Услышит – ПГС, выраженное глаголом в прошедшем времени. О произведении искусства – косвенное дополнение, выраженное цельным словосочетанием с главным словом существительным в П. п. с предлогом. Каком-нибудь замечательном – неоднородные согласованные определения, первое выражено местоимением, второе – прилагательным.
Предложение 2 – у него явится позыв познакомиться с ним – простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое. Позыв – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Явится – ПГС, выраженное глаголом в будущем времени. У него – косвенное дополнение, выраженное местоимением в Р. п. с предлогом. Познакомиться – несогласованное определение, выраженное инфинитивом. С ним – косвенное дополнение, выраженное местоимением в Т. п. с предлогом.
Предложение 3 – он ищет, просит книги – простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми. Он – подлежащее, выраженное местоимением в И. п. Ищет, просит – однородные ПГС, выраженные глаголами в настоящем времени. Книги – прямое дополнение, выраженное существительным в В. п. без предлога.
Предложение 4 – если принесут скоро – простое, односоставное (неопределённо-личное), распространённое, неосложнённое. Принесут – ПГС, выраженное глаголом в будущем времени. Скоро – обстоятельство времени, выраженное наречием. Если – подчинительный союз; членом предложения не является.
Предложение 5 – у него начнёт формироваться идея о предмете – простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое. Идея – подлежащее, выраженное существительным в И. п. Начнет формироваться – СГС, основная часть выражена субъектным инфинитивом; вспомогательная часть имеет фазовое значение и выражена глаголом в будущем времени. У него – косвенное дополнение, выраженное местоимение в В. п. с предлогом. О предмете – косвенное дополнение, выраженное существительным в П. п. с предлогом.

 

12. Дальше той строки /1, над которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту /2, Обломов не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал, а довольствовался тем /1, что написано в тетрадке /3, и любопытства не обнаруживал /1, даже когда не всё понимал /4, что слушал и учил /5. СПП с параллельным и последовательным подчинением придаточных. [ сущ. + ук. сл. 1, (над которой – с. сл.)2, гл. + ук. сл. 1, (что – с. сл.)3, ]1, (когда – с. гл. + ук. сл.)4, (что – с. сл.)5.

[ сущ. + ук. сл. гл. + ук. сл. ]1
опред.↓ доп.↓ врем.↓
(над кото- (что – с. сл.)3 (когда – с.
рой – с. сл.)2   гл. + ук. сл.)4
    доп.↓
    (что – с. сл.)5
       

13. Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей /1, он совершенно был доволен /2, а / когда Штольц приносил ему книги /3, какие надо было прочесть сверх выученного /4, Обломов долго глядел молча на него /5.

ССП сподчинением. Придаточные при второй части ССП связаны с главным предложением последовательно. (если – с.)1, [ ]2, а, (когда – с. сущ.)3, (какие – с. сл.)4, [ ]5.

против


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: