Худжат ул-Ислам (Обоснование Ислама) Имам Абу Хамид Газзали назвал 5 приведённых ниже качеств муршида, которые достойны подражания:
«Учёность, воздержанность, отсутствие у него любви к миру и к славе, известность в своей местности своей праведностью, наличие учёных среди его последователей.
Если встретишь обладателя этих качеств, смело доверь ему воспитание своего «нафса». Он, во имя Аллаха, воспитает твой «нафс» и ты познаешь истину».
Мухаммад Нуруллах Сайдо ал-Джазари в своём трактате «Тайны тасаввуфа» назвал 19 признаков совершенного муршида. Это:
- Осведомлённость во всех необходимых религиозных знаниях;
- Преданность критериям Ислама в убеждениях, практике и в морали;
- Крепкая привязанность к суннатам Пророка (с.а.в.);
- Не смущать свои помыслы миром и мирскими благами;
- Никогда не надеяться на достижение своим «нафсом» степени совершенства (причина: это чувство есть также разновидность любви к миру);
- До определённого времени быть в «сухбате» (общении) одного совершенного муршида и получить воспитание одного арифа, в материальном и моральном отношении быть сытым;
- Быть хорошего мнения о современных ему честных шейхах и учёных;
- Иметь заинтересованную поддержку от многих людей умных и религиозных, имеющих образование;
- Обучая стремящихся к истине, быть милосердным в их воспитании;
- Обладать чуткостью и большой проницательностью для того, чтобы понимать состояние муридов;
- Сидящие в его «сухбате» - беседе должны чувствовать в своём сердце уменьшение любви к мирскому и увеличение любви к Аллаху;
- Не говорить муридам о предписанном, долженствующем и порицаемом (амр, суннат и макрух), не имеющем приложения к их нафсу (в противном случае слова не возимеют воздействия);
- Речи его должны быть свободны от возбуждённости, шуток и пустословия;
- Не требовать излишнего поклонения, не давать окружающим непосильных поручений;
- Не нагружать практиками до степени наскучивания;
- Не быть с муридом в панибратских отношениях, равно как и не слишком отдаляться от него;
- Сидя с муридами, держаться спокойно и с достоинством, не оказывая им чрезмерную благосклонность;
- Если кто-то из муридов пригласит к себе домой, принять приглашение, и, пойдя туда, не утрачивать уважения;
- Если один из муридов долго не показывается, расспросить о его состоянии, если тот заболел, протянуть ему руку помощи, посетить его, если то сильно нуждается, удовлетворить или вместе с сообществом вознести за него молитву-«дуо».
Сообразно «нафсу» мурида ему также вменено выполнять 15 функций - «вазифа»:
- Держаться подальше от плохих людей;
- Не ложиться спать, не совершив омовения после совершения полового акта;
- Всегда быть в состоянии «тахарат» (чистоты после ритуального омовения);
- Обуздывать свой «нафс» (робитаи мавтия);
- Контролировать свои каждодневные действия;
- Не обманываться людским почитанием;
- Прекратить громко в голос смеяться, бросить привычку обижаться;
- Мало спать;
- Мало говорить;
- Мало есть;
- Не есть, не проголодавшись, и, не вставать из-за стола, не насытившись;
- Перед едой произносить «Бисмиллах», а после еды «Альхамдулиллах»;
- За едой вести себя пристойно;
- Не смотреть на «номахрам» - женщин, не являющихся близкими родственницами;
- Удаляться от неуместных шуток-острот и споров.
Кроме этого обязанности мурида:
- Выделить отдельное время для «зикра»;
- Исполнять «зикры» без искажений, сполна;
- Не оставлять чтение молитвы-«намаз» с сообществом;
- Постоянно читать дополнительные молитвы («суннати завоид»).
Мурид обязан правильно воспринимать каждое шариатское наставление учителя. Почувствовав в себе какие-то знамения, необходимо без стеснения и с соблюдением почтения получить ответ от учителя.
Мурид должен стремиться воплотить в себе скромность, приветливость, красивое обращение и другие достоинства муршида. В богослужении, зикрах, уповании, «таваджухе» (духовном предстоянии), а также в «робите» (внутренней связи с муршидом) он должен следовать учителю, безупречно выполнять суннаты Пророка (с.а.в.).
Правила тариката
Правила тариката, будучи степенью духовно-моральной зрелости, изложены в книге великого бухарского шейха Хазрата Абу Бакра Мухаммада ибн Исхака Калабоди (Гулободи) (ум. в 991 г.) «Ат-таъаруф ли мазхабит тасаввуф » («Представление пути тасаввуфа ») в виде 17 правил:
1. Сабр صبر - терпение ко всем трудностям, выпавшим на долю.
2. Факр فقر - от всего сердца исполнять миссию создания Аллаха, однако, это не означает жить в нищете.
3. Тавозе تواضع - смиренность человека перед Аллахом; скромность.
4. Хавф خوف - страх человека отделиться от веры.
5. Такво تقوى - боязнь Аллаха; избегание запретного.
6. Ихлас إخلاص - вера от чистого сердца.
7. Шукур شكر - осознавая благодеяния Аллаха, вознесение Ему благодарения.
8. Таваккул توكّل - (упование) передача всех дел Аллаху, констатация своей слепоты пред Аллахом.
9. Ризо رضا - согласие с приговором судьбы.
10. Якин يقين - полное доверие.
11. Зикр ذكر - постоянное памятование об Аллахе.
12. Унс أنس - быть в дружбе с зикром.
13. Курб قرب - быть близким к Аллаху в богослужении.
14. Васл وصل - вхождение в сердце света Аллаха.
15. Мухаббат محبة - любовь к Аллаху.
16. Вуджд وجد - осведомлённость о тайнах Аллаха.
17. Галаба غلبة - возвышение любви к Аллаху над всем прочим.
Абу Наср Саррадж (ум. в 998 г.) же упоминает следующие 9 правил: тавба, вараъ, зухд, факр, сабр, хавф, раджо, таваккул, ризо.
Тавба - раскаяние в совершённых грехах;
Вараъ - высшая ступень воздержания, искренность веры.
Зухд - непривязывание сердцем ни к чему кроме Аллаха, неприведение Ему сотоварищей, бережение от лицемерия.
Раджо - Упование на соединение сердца с Аллахом.
(Понятия факр, сабр, хавф, ризо изложены выше).
Робита
«Робита» رابطه означает «иметь связь».
Всевышний Аллах благовестил:
О вы, кто верует! Терпением крепите ваши души И состязайтесь в стойкости своей, Готовьтесь отразить врага, Благочестивы пред Аллахом будьте, Чтоб благоденствие (и милость получить). | يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اصْبِرُواْ وَصَابِرُواْ وَرَابِطُواْ وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ |
(Сура «Семейство Имрана», 200-аят).
Робитаи мавтия – это памятование о смерти, связывание со смертью.
Пророк (с.а.в.) сказал:
موتوا قبل أن تموتوا
«Умрите до того, как наступит смерть».
Это ни в коем случае не означает: убейте себя до наступления смертного часа судьбы. Напротив, отсюда следует, что до прихода смертного часа надо помнить о нём, быть готовым к нему. Ибо в Исламе самоубийствоосуждается. Покусившиеся же на свою жизнь приговариваются к аду.
Всемогущий Аллах определил срок жизни каждому человеку. При жизни человек должен безусловно принять истину предстоящей встречи с Аллахом, каждый день помнить о смерти, чтобы не забывать об Аллахе, принимая истину смерти, задаваться такими вопросами, как «что я сделал в этой жизни для жизни своей вечной, кого обижал, чью душу отяготил, кто скажет за моей спиной тёплые слова, кто будет проклинать меня».
Всемогущий Аллах очень близок к своим созданиям, но создания далеки от Него. Всевышний Аллах в 15-м аяте суры «Каф» благовестит:
Мы сотворили человека и ведаем, К каким намекам темным влечет его душа, - Ведь к человеку ближе Мы стоим, Чем вена югулярис. | وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ |
Как пишет Алишер Навои в дастане «Лисан ут-тайр» («Язык птиц»):
«Сиз тушуб ул Шохдин бехад баид,
Ул якинрок сизга «мин хаблил варид».