ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область ПО.О3. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПО.О3.УП.01.
ПЛЕНЭР
Возраст обучающихся от 10 до 18 лет
Рассмотрена на методическом совете Принята на педагогическом совете
Протокол №1 от 01.09. 2017 г. Протокол №1 от 01.09. 2017 г.
Председатель методсовета_________ Председатель педсовета ______
Л.В. Остроумова Б.А. Студенцов
Великий Устюг
Структура программы учебного предмета
|
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетнокомпозиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 (6) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет с первого класса.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Классы | Всего часов | ||||
Полугодия | ||||||
Практические занятия (количество часов в год) | ||||||
Самостоятельная работа (домашнее задание) - в часах | ||||||
Промежуточная аттестация | творческий просмотр | творческий просмотр | творческий просмотр | творческий просмотр | ||
Максимальная учебная нагрузка |
Т.п. - творческий просмотр |
Занятия пленэром проводятся в летний период учебного года в июне месяце две недели. Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий (численностью до 12 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи учебного предмета:
- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
· практический;
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
2. Содержание учебного предмета
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина - на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.
Учащиеся первого года (1-й класс) обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.
Учащиеся второго года (2-й класс) обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся третьего года (3-й класс) обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года (4-й класс) обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения. Развивают умение самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах. Ставятся задачи на выполнение сложных многоплановых пейзажей с архитектурными сооружениями, современной техникой, с изображением людей. Задания тесно связаны со станковой композицией.
Также решают сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки работы с подготовительным материалом для станковых композиций, выполняют многоплановые пейзажи с различными архитектурными постройками и группами людей, самостоятельно выбирают различные приемы работы с художественными материалами.
ПЛЕНЭР. ФГТ.
Учебно-тематический план. Первый год обучения
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа (домашнее задание) | Практические занятия |
Знакомство с предметом «Пленэр» | практ. работа | |||
Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения | практ. работа |
Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека | практ. работа | |||
Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы) | практ. работа | |||
Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы) | Практ. работа | |||
Натюрморт на пленэре | Практ работа | |||
Линейная перспектива ограниченного пространства | практ. работа | |||
Линейная перспектива ограниченного пространства | практ. работа | |||
Световоздушная перспектива | практ. работа | |||
Световоздушная перспектива | практ. работа | |||
Всего | практ. работа |
Второй год обучения
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа (домашнее задание) | Практические занятия |
Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев | практ. работа | |||
Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле | практ. работа | |||
Архитектурные мотивы | практ. работа | |||
Натюрморт на пленэре | практ. работа | |||
Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека | практ. работа |
Линейная перспектива глубокого пространства | практ. работа | |||
Световоздушная перспектива | практ. работа |
Всего |
Третий год обучения
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа (домашнее задание) | Практические занятия |
Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа | практ. работа | |||
Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения | практ. работа | |||
Архитектурные мотивы | практ. работа | |||
Натюрморт на пленэре | практ. работа | |||
Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека | практ. работа | |||
Линейная перспектива глубокого пространства | практ. работа | |||
Световоздушная перспектива | практ. работа |
Четвертый год обучения
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа (домашнее задание) | Практические занятия |
Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа | Практ. работа | |||
Этюды и зарисовки пейзажей | Практ. работа | |||
Архитектурные мотивы | Практ. работа | |||
Натюрморт на пленэре | Практ. работа | |||
Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека | Практ. работа | |||
Линейная перспектива | Практ. работа | |||
Световоздушная перспектива | Практ. работа |
Пятый год обучения
|
Длительные этюды и зарисовки пейзажа | Практ. работа | |||
Архитектурные мотивы | практ. работа | |||
Натюрморт на пленэре | практ. работа | |||
Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту) | практ. работа | |||
Линейная и световоздушная перспектива | практ. работа | |||
Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра | практ. работа |
Шестой год обучения
|
Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже | практ. работа | |||
Линейная и световоздушная перспектива | практ. работа | |||
Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра | практ. работа |