Геннадий Цыферов – современный детский писатель. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Давайте почитаем его произведения. Произведения короткие, но мысли в них умные и длинные.
1.Изучи презентацию о Г. Цыферове. Обрати внимание на список его произведений. Писатель прожил короткую жизнь, но оставил поучительное для нас литературное наследие.
2. Прочитай два раза сказку «Паровозик из Ромашково»
Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал.
Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось то же. И вот однажды начальник станции ему строго сказал: «Если вы ещё раз опоздаете… То…» И паровозик всё понял и загудел: «Поооооследнеееечеееестноеее, благородное слоооово».
И странному паровозику поверили в последний раз.
Тук-тук — ехал он по дороге. Заметил жеребёночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг голос из леса. Фьють… Вздохнул паровозик, подумал ещё раз и в лес направился.
А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:
— Безобразие, мы же опоздаем.
— Конечно, — сказал паровозик. — И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.
Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав.
И всю ночь весь поезд слушал соловьиное пение.
К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался ещё раз, вздохнул и в рощу направился.
— Безобразие, безобразие! — закричали опять пассажиры. — Опоздаем. Опоздаем.
И вновь паровоз ответил:
— Конечно. И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето, граждане.
Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. Сейчас надо собирать ландыши.
И весь день весь поезд собирал первые ландыши.
Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.
— А теперь зачем стоим? — удивились пассажиры. — Ни цветов, ни леса.
— Закат, — только и сказал паровоз. — Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат единственный в жизни, граждане.
И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели граждане пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка.
Но вот, наконец, и станция. Вышли пассажиры из поезда. А паровозик спрятался. «Сейчас, — думал он, — эти строгие дяди и тёти пойдут к начальнику жаловаться».
Однако дяди и тёти почему-то улыбнулись и сказали:
— Паровозик, спасибо!
А начальник станции немало удивился:
— Да вы же опоздали на три дня.
— Ну и что, — сказали пассажиры. — А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.
Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.
Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.
3. Ответь на вопросы:
1)Какие мысли возникали при чтении?
2)Что представляли, когда читали?
3)Какие слова оказались для вас непонятными? Спроси смысл этих слов у взрослых или посмотри в словаре Ожегова.
Тебе всё понятно. Тогда я спрошу:
1)Какую машину называют паровозом?Расскажи взрослым.
Рассуждай так: паровозом называют машину, которая …
2)Чем паровоз отличается от поезда, от тепловоза? Рассуждай так: паровоз отличается от поезда тем …
Расскажи взрослым. Информацию всегданайдёте в словаре Ожегова.
3)Паровозик был «странный». Странный – это какой?
4) Почему паровозик постоянно опаздывал на сутки и большее время? Расскажи взрослым.
5) Зачем паровозик поехал в лес? Ответь полным предложением.
6)Зачем паровозик поехал в рощу? Ответь полным предложением.
7)Зачем паровозик остановился на горке? Ответь полным предложением.
8) Автор пишет: «И весь день весь поезд собирал первые ландыши».
Разве можно собирать ландыши? Обратись к Красной книге. Что хотел сказать автор читателю? Расскажи.
9)Почему пассажиры в конце сказки согласились с паровозиком. Найди и прочитай ответ на вопрос в тексте сказки. А сейчас ответь устно (проговори взрослым).
10) Как ты думаешь, почему автор так назвал сказку?
11)Прочитай сказку по ролям. Будь артистом! Тебе одному придётся читать в лицах.
· Какое произведение литературы называется сказкой? Назови взрослым не менее 5 признаков.Подсказка: конец, начало, олицетворение, повторы, волшебство…
· Это авторская сказка или народная?
12) Прочитай конец сказки.
А начальник станции немало удивился:
— Да вы же опоздали на три дня.
— Ну и что, — сказали пассажиры. — А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.
Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.
Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.