Литературное чтение. Г.Цыферов «Паровозик из Ромашково»




Геннадий Цыферов – современный детский писатель. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Давайте почитаем его произведения. Произведения короткие, но мысли в них умные и длинные.

1.Изучи презентацию о Г. Цыферове. Обрати внимание на список его произведений. Писатель прожил короткую жизнь, но оставил поучительное для нас литературное наследие.

2. Прочитай два раза сказку «Паровозик из Ромашково»

Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал.

Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось то же. И вот однажды начальник станции ему строго сказал: «Если вы ещё раз опоздаете… То…» И паровозик всё понял и загудел: «Поооооследнеееечеееестноеее, благородное слоооово».

И странному паровозику поверили в последний раз.

Тук-тук — ехал он по дороге. Заметил жеребёночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг голос из леса. Фьють… Вздохнул паровозик, подумал ещё раз и в лес направился.

А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:

— Безобразие, мы же опоздаем.

— Конечно, — сказал паровозик. — И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.

Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав.

И всю ночь весь поезд слушал соловьиное пение.

 

К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался ещё раз, вздохнул и в рощу направился.

— Безобразие, безобразие! — закричали опять пассажиры. — Опоздаем. Опоздаем.

И вновь паровоз ответил:

— Конечно. И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето, граждане.

Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. Сейчас надо собирать ландыши.

И весь день весь поезд собирал первые ландыши.

Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.

— А теперь зачем стоим? — удивились пассажиры. — Ни цветов, ни леса.

— Закат, — только и сказал паровоз. — Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат единственный в жизни, граждане.

И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели граждане пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка.

Но вот, наконец, и станция. Вышли пассажиры из поезда. А паровозик спрятался. «Сейчас, — думал он, — эти строгие дяди и тёти пойдут к начальнику жаловаться».

Однако дяди и тёти почему-то улыбнулись и сказали:

— Паровозик, спасибо!

А начальник станции немало удивился:

— Да вы же опоздали на три дня.

— Ну и что, — сказали пассажиры. — А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.

Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.

Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.

3. Ответь на вопросы:

1)Какие мысли возникали при чтении?

2)Что представляли, когда читали?

3)Какие слова оказались для вас непонятными? Спроси смысл этих слов у взрослых или посмотри в словаре Ожегова.

Тебе всё понятно. Тогда я спрошу:

1)Какую машину называют паровозом?Расскажи взрослым.

Рассуждай так: паровозом называют машину, которая …

2)Чем паровоз отличается от поезда, от тепловоза? Рассуждай так: паровоз отличается от поезда тем …

Расскажи взрослым. Информацию всегданайдёте в словаре Ожегова.

3)Паровозик был «странный». Странный – это какой?

4) Почему паровозик постоянно опаздывал на сутки и большее время? Расскажи взрослым.

5) Зачем паровозик поехал в лес? Ответь полным предложением.

6)Зачем паровозик поехал в рощу? Ответь полным предложением.

7)Зачем паровозик остановился на горке? Ответь полным предложением.

8) Автор пишет: «И весь день весь поезд собирал первые ландыши».

Разве можно собирать ландыши? Обратись к Красной книге. Что хотел сказать автор читателю? Расскажи.

9)Почему пассажиры в конце сказки согласились с паровозиком. Найди и прочитай ответ на вопрос в тексте сказки. А сейчас ответь устно (проговори взрослым).

10) Как ты думаешь, почему автор так назвал сказку?

11)Прочитай сказку по ролям. Будь артистом! Тебе одному придётся читать в лицах.

· Какое произведение литературы называется сказкой? Назови взрослым не менее 5 признаков.Подсказка: конец, начало, олицетворение, повторы, волшебство…

· Это авторская сказка или народная?

 

 

12) Прочитай конец сказки.

А начальник станции немало удивился:

— Да вы же опоздали на три дня.

— Ну и что, — сказали пассажиры. — А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.

Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.

Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: