ОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ ЗРЕНИЕ
Ромчук Инна Александровна
учитель-дефектолог первой категории
МДОУ №2
По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от поступающей информации в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека. С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир: форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения, устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направления, воспринимается перспектива. По определению академика Северцева М.И., «глаз является частью мозга, выселившегося наружу».
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. Дети дошкольного и школьного возраста страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией («ленивый глаз») и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.
Часто у нас возникает вопрос: «Почему у моего ребенка или у меня нарушено зрение?». Заболевания глаз могут возникнуть под влиянием разного рода причин. Во многих случаях подлинного этиологического фактора нарушения зрения установить не удается. В зависимости от времени возникновения нарушения зрения делятся на врожденные и приобретенные.
К приобретенным формам приводят острые инфекции (грипп, корь, туберкулез, ревматизм, сахарный диабет и другие болезни обмена веществ, заболевания центральной нервной системы, травмы глаза, которые приводят к помутнению и развитию катаракты, в некоторых случаях гибели глаза).
Врожденные причины также разнообразны. Наследственный фактор является причиной возникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, микрофтальма и т.д. Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных инфекций. Родители и педагоги должны знать признаки возможного нарушения зрения, при которых ребенка необходимо показать окулисту.
Признаки возможного нарушения зрения, при которых ребенка необходимо показать окулисту
· у ребенка часто бывают покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет
· глаза часто слезятся, есть выделения;
· ребенок часто жмурится и плотно закрывает веки
· наблюдая за чем-нибудь ребенок часто склоняет голову набок,
рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния;
· у ребенка часто болит голова;
· при одинаковом освещении ребенок по-разному воспринимает цвета и
размеры игрушек;
· косоглазие, даже если оно едва заметно или проявляется время от времени
· затуманивание или помутнение зрачков (хрусталик становится толстым и
через него с трудом проходит свет)
Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии – ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, памяти, воображения. Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. В этом возрасте врач сможет определить наличие глаукомы, катаракты, нистагма, косоглазия, оценить состояние сосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее – 11-12 и в 14-15 лет. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.
Гигиенические требования к освещению
Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояния здоровья их зрения, но и на весь организм в целом.
Поэтому к организации светового режима в помещениях, в которых находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций.
Обязательным требованием является использование искусственного освещения.
Игровые и групповые комнаты необходимо располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее - перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).
Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать до 25-30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешают их по краям окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые окна в детских учреждениях не допускаются. При светобоязни ребенка нужно усадить так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза.
Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения педагога с учетом остроты зрения.
· дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места:
1ряд – с остротой зрения ниже 0,4
2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6
3ряд - с остротой зрения 0,6-1,0;
· при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру
во 2-3 ряд;
· при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше видящим глазом к центру;
· если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к педагогу.
· при рассматривании картин рассаживать лучше полукругом
Для лучшего освещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона - они отражают наибольшее количество света. Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его органа зрения, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.
Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызывает тени большой интенсивности, снижает работоспособность детей. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки - даже на 80%. Поэтому лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет.
Лучшее естественное и искусственное освещение достигается надлежащим уходом за источниками света, так как замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше; значительно снижается мощность электрических ламп и по мере их эксплуатации.
В целях безопасности детей и предупреждения несчастных случаев от соприкосновения с электрическим током все электрические приборы в детских учреждениях необходимо располагать на высоте, недоступной детям, и держать их постоянно закрытыми.
Гигиенические требования к мебели
Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. Существуют, как известно, утвержденные размеры мебели для детей дошкольного возраста. Врачи и воспитатели детских садов должны руководствоваться ими в практической деятельности, чтобы обеспечить правильную посадку детей в соответствии с их ростом.
Надо помнить и о рациональной расстановке мебели в групповой комнате с тем, чтобы получить наилучшие условия естественного освещения на столике, за которым сидит ребенок. Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расставляются в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Поэтому использование четырехместных столов нежелательно, так как иначе дети во время занятий будут сидеть спиной к свету. Таким образом, зрительная работа может способствовать возникновению зрительных расстройств, если она производится в неудовлетворительных гигиенических условиях, при неправильной посадке и, особенно, при неблагоприятных условиях освещения.