Ход занятия
1. Дискуссия (цель — постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии).
Детям предлагается отгадать загадку:
Стоит дом: кто в него войдет,
Тот и ум приобретет (школа).
- Зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу?
Важно, чтобы высказались все желающие ответить на этот вопрос. В заключении ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей.
- Цель уроков: «Стать знатоками школьной жизни».
Осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник».
- Как называют детей, обучающихся в школе? (первоклассники, школьники, ученики)
- Как ученики проводят время в школе? (слушают учителя, играют на перемене, сидят на уроках)
- С какими уроками вы уже познакомились? (письмо, чтение, окружающий мир)
- Какие уроки вам встречались в детском саду?
- Что еще общего между детским садом и школой? (дети кушают, рано приходят в школу и в сад…)
- Чем отличается время в школе от времени в детском саду? (дети много гуляют, играют, спят).
- Как называют детей, посещающих детский сад? Почему их так называют?
- Чем отличается школьник от дошкольника?
- Определите, кто нарисован на картинках? Докажите.
Развитие умения классифицировать и обобщать.
- Прочитайте тему нашего уроке на доске и в тетради.
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие надписи вы видите на табличках ниже?
- Назовите предметы, нарисованные под табличками.
- Как вы думаете, на какие 2 группы мы разделим эти предметы.
- Соедините линиями, нарисованные предметы с табличками
- Почему некоторые картинки вы отнесли и к группе «Детский сад» и группе «Школа»?
Работа с сказкой-метафрой.
-Сегодня мы познакомимся с учениками лесной школы.
- Как вы думаете, почему школу назвали «Лесной». Какие звери учатся в этой школе?
- Я буду рассказывать вам историю, а вы ее будете рисовать.
Сказка третья. «Смешные страхи»
Обсуждение сказки, организация выставки рисунков «Лесная школа»
Итог урока. (цель — закрепление результатов).
Ведущий подводит итоги темы «Кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.
Приложение 3
Смешные страхи
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.
- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. – Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.
Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком
- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.
- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как
следует, да еще будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.
- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.
Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.
- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.
- Очень! - радостно ответил Зайчонок.
- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.
После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
Приложение 4
УРОК 1.
Я-школьник.