Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Факультет социальных наук
Кафедра социальной педагогики и самопознания
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социальных наук _________________Қашхынбай Б.Б. _________________2017 г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
________________________________________________________________________
(код и наименование модуля)
по дисциплине «Социально-педагогическая виктимология»
для обучающихся по специальности (ей) 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»
специализации: _____________________________________________
Астана
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Кафедра социальной педагогики и самопознания
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социальных наук _________________Қашхынбай Б.Б. _________________2017 г. |
Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus)
________________________________________________________________________
(код и наименование модуля)
по дисциплине «Социально-педагогическая виктимология»
для обучающихся по специальности (ей) 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»
специализации: _____________________________________________
Астана
Рабочая (модульная) учебная программ (Syllabus) по дисциплине «Социально-педагогическая виктимология» разработана на основании учебного плана по специальности 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»
Разработчик: Уразбаева Г.Т. - доктор педагогических наук, доцент кафедры «Социальная педагогика и самопознание»
Рассмотрено на заседании кафедры «Социальная педагогика и самопознание», протокол № ______ от «______» __________20__ г.
Заведующий кафедрой ______________ Шалгынбаева К.К.
Одобрено на заседании Учебно-методической комиссии факультета
«___» _______ 20__г. Протокол № ___
Председатель УМК факультета ____________ Абетова З.Т.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткое описание дисциплины
Дисциплина «Социально-педагогическая виктимология» занимает особое место в подготовке социальных педагогов, так как в ходе изучения затрагиваются важные вопросы социально-педагогической виктимологии, которая занимается разработкой общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Цели изучения учебной дисциплины: формирование у студентов профессиональных компетенций в области социально-педагогической виктимологии, освоение теоретических основ процесса виктимизации личности
Задачи изучения учебной дисциплины:
Задачи дисциплины следующие:
- формирование знаний о сущности социально-педагогической виктимологии;
- формирование умений анализировать социально-психологические явления и виктимогенные факторы;
- формирование умений проектировать взаимодействие с виктимной личностью;
- формирование навыков взаимодействия с различными категориями людей в различных психологических и социальных ситуациях;
- формирование умений практической работы с жертвами виктимогизации.
Пререквизиты
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Общая педагогика», «Общая психология»
Постреквизиты
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: «Психология девиантного поведения»
3. Выписка из учебного плана
Курс_3_________
Семестр____5___________
Количество кредитов____2__________
Виды занятий | Общее количество часов | |
Лекции | ||
Практическое занятие | ||
Семинарское занятие | ||
Лабораторное занятие | ||
Студийное занятие | ||
СРО | ||
Итого |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫПО МОДУЛЯМ
(в академических часах)
№ недели | Наименование модуля и программного материала | Количество часов | |
Модуль1 Теоретико-методологические основы социально-педагогической виктимологии | |||
Лекции | |||
1.1Предмет, история и перспективы науки «виктимология». Основные понятия виктимологии: их соотношение и взаимосвязь. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность». | |||
1.2 Видывиктимности. Классификация виктимности. Виды и типы виктимности. Индивидуальная виктимность Виктимность масс | |||
1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики. Сущность и задачи социально-педагогической виктимологии. Теоретические основы и принципы социальной виктимологии. Возрастные периоды возможной виктимизации личности. | |||
1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации Виды жертв социализации. Психологические характеристики личности, склонной к виктимному поведению. Социально-психологическая типология жертв. Маргинальность и проблема социальных рисков. | |||
1.5 Внутренние предпосылки виктимизации личности Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности. Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности личности. Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности | |||
Практические (семинарские) занятия | |||
1.1 Предмет, история и перспективы науки «виктимология». Основные понятия виктимологии: их соотношение и взаимосвязь План семинарских занятий 1. Научные взгляды в области виктимологии Г. Гентинга, Б. Мендельсона, Э. Сатерленда, Г. Элленбергера. 2. Методологические подходы виктимологии (статистический, динамически-генетический, социально-структурный, культурологический, личностный, личностно-социологический) виктимологического исследования. 3. Методологические принципы виктимологии (комплексного виктимолого-криминалистического анализа, социального детерминиза) виктимологического исследования. 4. Современные направления виктимологии | |||
1.2 Видывиктимности. Классификация виктимности. План 1.Категории виктимности: индивидуальная, видовая, групповая, массовая. 2. Структура виктимизации: субъект и объект виктимизации 3. Классификация виктимности | |||
1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики План семинарских занятий 1. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность». 2. Особенности социально-педагогической виктимологии 3.. Возрастные периоды возможной виктимизации личности. | |||
1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации
План
| |||
1.5 Внутренние предпосылки виктимизации личности План 1. Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности. 2. Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности личности. 3. Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности | |||
СРО | |||
1.1 Предмет, история и перспективы науки «виктимология». Основные понятия виктимологии: их соотношение и взаимосвязь. Анализ понятий, определение диалектики соотношения понятий виктимологии, 1 неделя | |||
1.2 Видывиктимности. Классификация виктимности. Состаление таблиц, схем, 2 неделя | |||
1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики Определить связь социально-педагогической виктимологии и социальной педагогики(письменная работа, 3 неделя) | |||
1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации Подготовка сообщений по теме, 4 неделя | |||
1.5 Внутренние предпосылки виктимизации личности Подготовить аналитическое эссе «Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности», 5 неделя | |||
Итого по модулю 1 | |||
Модуль 2. Социально уязвимые слои населения как объекты социально-педагогической виктимологии | |||
Лекции | |||
2.1 Семьи социального риска Семьи социальной защиты Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей Семьи социального риска как главный источник социального сиротства | |||
2.2.Оcобенности социализации детей-инвалидов Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержи. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов. Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями. Направления и формы деятельности социального педагога по социализации детей-инвалидов. | |||
2.3 Последствия виктимизации и её предотвращение в школах Последствия виктимизации в школе. Работа школьного психолога по предотвращению насилия. План предотвращения запугивания и преследования в школе. Стратегия и методология психотерапевтической помощи. | |||
2.4 Методы диагностики агрессивности и нарушений поведения Направления психологической помощи. Профилактика агрессии и нарушений поведения. Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия. Методы диагностики | |||
2.5 Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект Религиозная секта как виктимогенный фактор социализации современной молодежи. Социальная природа и особенности современных нетрадиционных религиозных культов. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. | |||
2.6 Предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты Система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты. | |||
Практические (семинарские) занятия | |||
2.1Семьи социального риска План 1. Семьи социальной защиты 2. Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей 3. Семьи социального риска как главный источник социального сиротства | |||
2.2.Оcобенности социализации детей-инвалидов План 1.Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержи. 2.Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов. 3.Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями. 4.Направления и формы деятельности социального педагога по социализации детей-инвалидов. | |||
2.3 Последствия виктимизации и её предотвращение в школах План 1. Последствия виктимизации в школе 2. Работа школьного психолога по предотвращению насилия 3. План предотвращения запугивания и преследования в школе 4. Стратегия и методология психотерапевтической помощи | |||
2.4 Методы диагностики агрессивности и нарушений поведения План 1. Направления психологической помощи 2. Профилактика агрессии и нарушений поведения 3. Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия 4. Методы диагностики. | |||
2.4 Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект План 1.Религиозная секта 2.Социальная природа и особенности современных нетрадиционных религиозных культов. 3. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. | |||
2.5 Предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты План 1.Разработка педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. 2. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты. | |||
СРО | |||
2.1 2.1Семьи социального риска Подготовить сообщения по теме, 6-7 неделя | |||
2.2.Оcобенности социализации детей-инвалидов План Письменная работа. Раскрыть направления и формы деятельности социального педагога по социализации детей-инвалидов, 8-9 неделя | |||
2.3 Последствия виктимизации и её предотвращение в школах Стратегия и методология психотерапевтической помощи Мини–проекты по теме: «Предотвращение виктимизации в школах», 10-11 неделя | |||
2.4 Методы диагностики агрессивности и нарушений поведения План 4. Направления психологической помощи 5. Профилактика агрессии и нарушений поведения 6. Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия Определить методы диагностики агрессивности и нарушений поведения Анализ проблемы, 12-13 неделя | |||
2.5 Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, 14 неделя | |||
2.6 Предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты 1.Разработка педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, 15 неделя. | |||
Итого по 2 модулю | |||
Итого |
Краткая организационно-методическая характеристика дисциплины
Виды контроля учебных достижений:
Рубежный 1Мини-проекты по темам курса
Рубежный 2 Устный тематический опрос
Итоговый: устный экзамен
Основная функция контроля как составной части процесса обучения - диагностическая. В ходе изучения курса планируется проведение текущего, двух промежуточных (рубежных) и итогового контроля.
Текущий контроль проводится непосредственно в ходе занятий. Егоцель- систематическая проверка понимания и усвоения теоретического учебного материала, умения использовать теоретические знания при решении практических задач.
Промежуточный (рубежный) контроль проводится после изучения крупной темы, раздела, блока, модуля или после определенного периода – половины семестра в условиях блочной системы, семестра. Цель рубежного или промежуточного контроля – выявление уровня усвоения учебного материала с тем, чтобы можно было перейти к изучению следующей части обучения. Линейная структура содержания высшего образования не предусматривает возврата к уже изученному ранее материалу, но каждый последующий раздел или дисциплина требуют непременного усвоения предыдущего материала.
Итоговый контроль проводится после изучения курса, дисциплины или важной её части и чаще всего по форме является экзаменом/зачетом. Итоговый контроль позволяет выявить усвоение курса в целом, его понимание, взаимосвязь содержания учебного материала, логику его усвоения и т.д. На этом этапе подводится, как правило, итог изучения дисциплины, определяются возможности перехода к следующему этапу обучения.
a. Формы контроля
В процессе изучения курса будут использоваться следующие формы контроля:
ü устный контроль (доклады, сообщения на заданную тему);
ü письменный контроль (письменный анализ, реферат, изложение материала на заданную тему в письменном виде и т.д.);