Рабочая программа
Педагогической практики (методический аспект)
Студентов 4 курса факультета математики и информатики
Специальности 1-31 03 01-02 «Математика (научно-педагогическая деятельность)»
Цель: - освоение методической системы обучения математике;
- формирование методической компетентности будущего учителя математики
Учебные задачи:
- актуализировать математические, психолого-педагогические и методические знания как методологический фундамент деятельности преподавания математики и инструментарий практических действий;
- учиться конструировать методическую систему обучения математике по конкретным темам и реализовывать ее в процессе проведения уроков математики;
- формировать потребность в профессионально-педагогическом и методическом самосовершенствовании – самообразовании и самовоспитании.
Требования к теоретической подготовке студента
Студенты должны
знать:
- понятийный аппарат методики преподавания математики и дидактики математики;
- цели и задачи обучения математике в общеобразовательной школе;
- содержание математического образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;
- методическую систему обучения математике: методы и средства обучения, формы организации учебного процесса;
- структуру и содержание учебно-методического комплекса (УМК) по математике для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования;
- виды, формы и методы контроля результатов учебной деятельности;
- десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся;
- методику формирования математических понятий;
- методику изучения теорем и их доказательств;
- методику обучения учащихся решению математических задач;
- методику работы с правилами и алгоритмами;
- нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учителя математики.
Требования к методической подготовке студента в период педагогической практики
Овладеть следующими компетенциями
академическими:
- усвоение методологии и методов преподавания математики;
социально-личностными:
- обладание способностью и готовностью учитывать социокультурные тенденции и ценностные ориентиры современной системы образования в преподавании математики;
- умение выбирать целевые и смысловые установки для своей профессиональной деятельности;
- владение основами межличностных отношений и общения, навыками работы в группе, различными социальными ролями;
- умение анализировать личностные и профессиональные ситуации, принимать индивидуальные и совместные решения;
- умение рефлексировать результаты собственной деятельности и составлять коррекционную программу действий;
методическими умениями:
- конструировать уроки основных видов по основанию дидактическая задача;
- выполнять постановку целей к уроку;
- выполнять постановку дидактической задачи к каждому этапу урока и прогнозировать ее результат;
- проектировать педагогическую деятельность учителя на уроке математики;
- проектировать учебную деятельность учащихся на уроке математики;
- формировать математическое содержание учебной деятельности на уроке в соответствии с поставленными целями и задачами, конкретизировать его в соответствии с учебной программой, учебными и методическими пособиями;
- владеть методами научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, сравнение, индукция, дедукция;
- владеть эмпирическими методами познания: наблюдение описание; измерение; эксперимент;
- подбирать соответствующие методы обучения и соответственно им определять средства обучения и формы организации учебной деятельности;
- владеть методами организации и осуществления контроля результатов учебной деятельности;
- анализировать и отбирать необходимую информацию об инновационной деятельности, осваивать и применять ее в учебно-воспитательном процессе.
Содержание деятельности
студента-практиканта во время педагогической практики
(методический аспект)
Неделя | Вид деятельности | Выполнение |
1 неделя Организационно- адаптационная | Участие в установочной конференции | |
Ознакомление с требованиями безопасности при проведении педагогической практики | ||
Оформление допуска к прохождению педагогической практики (медпункт, экономический корпус Университета, ул. Горького, 95) | ||
Изучение программы педагогической практики (методический аспект) | ||
Встреча с руководством школы, знакомство с учебным заведением | ||
Закрепление студентов за учителями математики и информатики | ||
Изучение расписания уроков и графика работы учителей-предметников | ||
Составление индивидуального плана работы на весь период практики | ||
Изучение календарно-тематического плана по математики на период прохождения практики | ||
Выполнение логико-дидактического анализа темы по математике, по которой будут проводиться уроки и сдача его групповому руководителю на проверку | ||
Посещение уроков учителей математики и информатики, к которым прикреплены студенты, с целью изучения методики преподавания математики и информатики | ||
Обсуждение в группе предполагаемого проекта по результатам педагогической практики | ||
Посещение еженедельных консультаций групповых руководителей | ||
08 – 09.02.2012 | Составление совместно с групповым руководителем и учителями математики и информатики расписания проведения уроков: 1) пробных – до 20 уроков; 2) зачетных – 3 урока, из них: 2 по математике, 1 по информатике. | |
08 – 09.02.2012 | Подготовка проектов пробных уроков, согласование их с учителем математики и информатики, корректировка и завершение проекта | |
09 - 10.02.2012 | Получение допуска к проведению пробных уроков на следующей неделе (готовые проекты уроков должны быть подписаны учителем математики и информатики) | |
09 - 10.02.2012 | Участие в проведении мастер-классов, проводимых учителями–победителями конкурсов «Учитель года» на базе университета и СШ 3 | |
2 неделя проведение пробных уроков и подготовка проектов зачетных уроков | Посещение уроков в закрепленном классе, с целью изучения учащихся класса | |
Посещение уроков математики с целью изучения методики преподавания математики учителем, работающим в этом классе | ||
Работа по самообразованию и самовоспитанию | ||
Сбор материалов для проекта по результатам педагогической практики | ||
Проведение пробных уроков по математике и информатике | ||
Проведение самоанализа проведенных пробных уроков (устно) в присутствии учителя и коллег студентов | ||
Посещение еженедельных консультаций групповых руководителей | ||
Подготовка проектов зачетных уроков, согласование их с учителем математики и информатики, корректировка и завершение проекта | ||
16 - 17.02.2012 | Получение допуска к проведению зачетных уроков на следующей неделе (готовые проекты уроков должны быть подписаны учителем математики и информатики) | |
3 неделя проведение зачетных уроков | Посещение уроков в закрепленном классе, с целью изучения учащихся класса | |
Работа по самообразованию и самовоспитанию | ||
Сбор материалов для проекта по результатам педагогической практики | ||
Подготовка к проведению зачетных уроков | ||
Проведение зачетных уроков по математике и информатике | ||
Проведение самоанализа проведенных зачетных уроков (устно) с выставлением отметки в сводную ведомость групповым руководителем | ||
Посещение еженедельных консультаций групповых руководителей | ||
Подготовка проекта внеклассного мероприятия по математике или информатике, согласование его с учителем математики или информатики, корректировка и завершение проекта | ||
23 – 24.02.2012 | Получение допуска к проведению внеклассного мероприятия | |
4 неделя проведение внеклассного мероприятия и итоговой конференции | Проведение внеклассного мероприятия по математике или информатике | |
Проведение самоанализа внеклассного мероприятия по математике или информатике | ||
Участие в школьной конференции по подведению итогов практики | ||
Подготовка к итоговой факультетской конференции по результатам практики | ||
Работа над проектом по результатам педагогической практики | ||
Подготовка отчетной документации по результатам практики: - отчет по практике; - логико-дидактический анализ темы по математике; - проекты уроков по математике и информатике; - проект внеклассного мероприятия по математике или информатике |