Рабочая программа дисциплины
Правоохранительные органы
Направление подготовки
030900 Юриспруденция
Профиль подготовки
Уголовно-правовой
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Автор ст. преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Аглямова Гульназ Махияновна
Рецензент ст. преподаватель кафедры уголовного процесса Акрамов Ульфат Камильевич
Программа одобрена на заседании кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
от ___________ года, протокол № ________.
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета
от ___________ года, протокол № ________.
Набережные Челны
Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины (модуля) «Правоохранительные органы»:
способствовать профессиональному становлению специалиста – юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение обучаемыми исходных сведений о правоохранительных органах, основных направлений их правоохранительной деятельности, которые в последующем потребуются для изучений юридических дисциплин.
«Правоохранительные органы» - учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законности в деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и физических лиц, для укрепления правопорядка в стране.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
дисциплина «Правоохранительные органы» носит комплексный характер, ее содержание тесно взаимосвязано с такими общеправовыми дисциплинами, как «Теория государства и права» и «Конституционное право». Вместе с тем, она имеет характер вводного курса, предшествующего изучению таких юридических дисциплин, как «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Административное право» и др.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:
Знать:
– Основные направления и особенности правоохранительной деятельности и ее роль, и место в укреплении законности и правопорядка;
– Роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;
– Правовые и организационные основы правоохранительной деятельности.
Уметь:
– Разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;
– Определять направления и формы взаимодействия различных правоохранительных органов, выполняющих аналогичные виды правоохранительной деятельности.
Владеть:
– Навыками работы с законодательными и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Правоохранительные органы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточ-ной аттестации (по семестрам) | ||
Аудиторные занятия | Самостоятель-ная работа | ||||||
Лек-ции | Семинарские (практические занятия) | ||||||
1. | Предмет, основные понятия и система курса «Правоохранительные органы» | 2ч. | - | 4ч. | |||
2. | Правосудие и его демократические основы | 2ч. | 2ч. | 4ч. | |||
3. | Судебная система Российской Федерации | 2ч. | 2ч. | 6ч. | |||
4. | Конституционный суд РФ | 2ч. | - | 4ч. | |||
5. | Суды общей юрисдикции. Основное звено федеральных судов общей юрисдикции. | 5,6 | 4ч. | 2ч. | 4ч. | 5,6 | |
6. | Военные суды | 2ч. | - | 4ч. | |||
7. | Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции. | 8,9 | 4ч. | 2ч. | 4ч. | 8,9 | |
8. | Верховный Суд РФ. | 2ч. | 2ч. | 4ч. | |||
9. | Арбитражные суды | 11,12 | 4ч. | 2ч. | 4ч. | 11,12 | |
10. | Правовой статус судей и органы судейского сообщества | 2ч. | 2ч. | 4ч. | |||
11. | Адвокатура | 2ч. | 2ч. | 4ч. | |||
12. | Прокуратура | 2ч. | 4ч. | 4ч. | |||
13. | Органы предварительного расследования | 2ч. | 4ч. | 4ч. | |||
Итого: | 32 ч. | 22 ч. | 54 ч. | экзамен |