Конспект урока музыки№31-7класс (4четверть)
Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси
Ход урока
У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве.
Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление).
Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
У: Что характерно для импрессионистов?
Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.
Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Сюита «Ноктюрны». Ноктюрн в переводе означает «ночная музыка». А у Дебюсси название «Ноктюрны» имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идет не о привычной форме ноктюрна, но обо всем том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений»
Дебюсси создает эту сюиту в 1897-1899 гг. Толчком к их созданию послужили собственные впечатления композитора от современного Парижа.
В сюите три части: «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из этих частей имеет свою программу, предисловие композитора.
В предисловии к пьесе «Празднества» композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия… проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остается все время – это праздник… это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».
Мы послушаем фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.
Слушание. К. Дебюсси «Празднества».
Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?
Домашнее задание:
Слушать Клод Дебюсси «Празднества»
Письменно ответить на вопросы:
1.Имя композитора, музыку которого слушали на уроке.
2.Представителем, какого музыкального направления он является.
3.Кто первыми создал это направление в искусстве, назовите их.
4.Название произведения.
5.Как переводится слово «Импрессионизм».
Ответы присылать на sillkin1960@yandex.ru? (пишите разборчиво, чтобы я мог прочитать, отправляя, подписывайтесь под работами)