Тема урока. «Проблема счастья в поэме Н.А.Некрвсова «Кому на Руси жить хорошо»
Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Элегия. Н.А.Некрасов
Вступительное слово преподавателя:
Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.
Попробуем определиться с понятиями, для этого вам предлагается подобрать соответствующие слова «Счастье – это…».
Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают. До сих пор человечество не может ответить однозначно на вопрос «Что такое счастье?». Из века в век это спорный, даже риторический вопрос. Рассмотрим, как же Н.А. Некрасов, великий русский поэт, пытался раскрыть проблему счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - центральный в поэме.
В течение урока каждая группа будет анализировать одного из героев поэмы, подготовившись к этой работе дома. Каждое высказывание должно подкрепляться цитатами из текста.
Принимайте участие в разговоре, ведите записи сообщений в тетради.
Постановка проблемного вопроса: Какая ставится основная проблема в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Выразительное чтение и анализ начала «Пролога»
Прочитайте первую строфу пролога и определить проблему в строфе?
И уже в первой строфе «Пролога» ставится основная проблема поэмы — проблема народного счастья.
- Семеро крестьян из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?
- Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка?
Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.
Учитель: что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?
Учител ь: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?
Поспорив, 7 крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с вами. И первым, кто встречается им на пути – это поп.
Индивидуальное задание: Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас представителями разных классов. И первым, кто встречается им на пути – это поп, затем помещик.
Рассказ обучающихся «В чем видит счастье поп, помещик» – выводы записать в тетрадь.
После встречи с попом и помещиком характер поведения и образ мыслей странников изменяется. Они уже обращают внимание не столько на господ, сколько на народную жизнь.
Сейчас я предлагаю обратиться к другим образам поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» кого на своем пути встречают странники в поисках счастья? А теперь поработаем в группах и определим, что такое счастье в понимании каждого героя.
Работа в группах:
Группа: Ермил Гирин
Образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он
В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного, душой не покривил.
Ермил Гирин, человек чести, правды и совести, имел все, что надобно для счастья, живя по законам народной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы автор заставляет задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом.
Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь».
В поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ. Так же счастливцы в поэме Некрасова: это Савелий — богатырь, бунтарь. Одним своим видом он олицетворяет могучую силу сопротивления всякому насилию:
группа: Савелий, богатырь святорусский
Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.
Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.
Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе.
Вывод: Савелий – богатырь, в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.