- Постмодернисты открыли новый тип реальности. Отказ от онтологии связана с тем, что реальность видится не субстанциональной, а текстуальной, она представляет некий многомерный, многоуровневый гипер-Текст. Постмодернизм представляет собой историческую победу Аристотеля над Платоном: реальность оказалась гетерогенной, а не гомогенной. «Знаковая революция » («герменевтическая революция»), осуществленная постмодернистами меняет представление о связи означаемого и означающего. Знак не несет в себе иерархической, поступенной схемы расшифровки структур означаемого. Знак — не путеводная нить, а вещественная опора к «иному»; это и есть та единственная реальность, в которую погружен человек. Означаемое и означающее — взаимозаменяемы, обратимы.
- Постмодернисты открыли новый тип взаимодействия частей реальности. Мир и культура как единое целое не только перестали существовать, но обнаружилась тенденция «восстание частей против Целого», перехода «от Порядка – к Хаосу », которая явственно обозначилась, благодаря возникновению синергетики – науки об открытых, неравновесных самоорганизующихся, нелинейно развивающихся системах. Другим источником этой тенденции является «музеификация» культуры – мир культуры теперь представляет собой склад артефактов, обломков человеческой культуры, свалку человеческой деятельности всех времен, эпох, народов и поколений.
- Постмодернисты открыли новую структуру реальности. В культуре «злостно» нарушаются все границы и пределы, низвергается иерархия: реальность смешивается с фикцией, мифами, возникает система симулякров; высокое с низким, сакральное с профанным, элитарное с массовым, в половой сфере активизируется транссексуаьность, мультикультурность. Потеря иерархии приводит к смешению, уравниванию, обесцениванию феноменов культуры, потере критериев, ценностной анархии, которые отвергают единый незыблемый принцип строения любой системы, единую ценностную систему координат. В результате децентрализация мира Бог – человек – разум – наука – искусство – техника становятся взаимозаменимыми. В философии эта тенденция выступает как переход «от Синтеза и Системы – к Эклектике».
- Постмодернисты открыли новую сферу реальности. Начиная с эпохи Нового времени, в поле зрения человеческого разума попадают дискретные формы природной, социальной, политической и культурной реальности. В ХХ веке во всех сферах реальности были открыты континуальные формы, «синерэнергетические» и «полевые структуры ». Стало ясно, что этими характеристиками обладает все, в том числе элементарные частицы, человеческая психика, экосистемы, производство, потребление, экономическая, политическая, культурная и информационная среда. Континуальная форма не имеет жестких границ, предполагает многомерность, «открытость», взаимопроникновение и сложность конструкции, что создает предпосылки для нового типа рациональности, способного их постичь.
- Постмодернисты открыли новый вид реальности. Человечество, благодаря постмодернистам, открывает для себя мир повседневности, который впервые становится объектом философского анализа. Радикально изменяется интенция времени: пре-модерн ориентирован на прошлое, модерн ориентирован в будущее, постмодерн – на настоящее.
- Постмодернисты создали новые способы постижения реальности. В сфере познания явственно обнаружился целый спектр разнообразных познавательных установок, что нашло отражение в принципе гносеологического и методологического плюрализма, расширяемоговплоть до эпстемологического анархизма (П.Фейерабенд). Постмодернисты провозглашают отказ от единого тотального гипер-Кода, Супер-Кода, от тотального Эсперанто для описания мира. Описание реальности скорее представляет собой «войну дискурсов» (Р.Барт).
- Постмодернисты обосновали и создали новый тип рациональности. «Неудача проекта Модерна» проявилась в дискредитации «директивного» Разума и «научной рациональности, в переходе «от директивного разума к разуму интерпретирующему » (герменевтичекоскому, синергетическому), который реализуется в самом характере постмодерного дискурса при анализе разнообразных явлений современной культуры.
- Постмодернисты разработали новый вид философской рефлексии. Постмодерн – является культурой избытка. Кажется все уже кем-то когда-то где-то создано. Изобрести новое невозможно. Культура пресытилась и как бы «выпадает в осадок». В философии эта тенденция проявляется в том, что крупнейшими представителями постмодернизма ставят под вопрос саму постмодернистскую философскую рефлексию. Ж.Делез сравнивает каждый философский труд с повестью (криминальной или в жанре sciense fiction), Ж.Деррида считает философскую мысль «абстрактной литературной машиной», Ж.-Ф.Лиотар и Р.Рорти предлагают заменить дискурсивно-выводную модель философствования новой, более схожей с техникой коллажа, художественного творчества, образного и метафорического мышления. И действительно, современная философия все больше «растворяется» в художественной культуре, появляются новые, порою экзотические философские «жанры » – НФ-философия, поп-философия, эзо-философия, прагма-философия и др.
- Постмодернисты реализовали новый тип взаимодействия с реальностью. Философия постмодернизма обнаружила еще один удивительный феномен, который можно назвать «самосбывающееся пророчество». Сущность его заключается в том, что объект анализа постмодерного мышления неизбежно приобретает постмодерные характеристики. Предмет, описанный как постмодерный, становится на самом деле постмодерным. В той мере, в какой размышления о политике, обществе, культуре, истории, мышлении, философии становятся предметом этих размышлений, они приобретают постмодернистский характер. Метафорой этого феномена может служить древнегреческий миф о царе Мидасе: стоит только ему прикоснуться к какому-нибудь предмету, как он тут же превращался в золото. Другой метафорой может служить ученный исследующий процессы микромира. На определенном этапе углубления в материальную структуру он уже не может не взаимодействовать средствами познания (микроскоп) с объектом познания (микрочастица), поэтому в процессе он изменяет, трансформирует ее. Состояния объекта, таким образом, зависит от средств его исследования и искусства интерпретации исследователя.
Являясь «болью эпохи», отражая трагедию современного мира, постмодернизм сам остается трагическим элементом современной культуры, так как его способность к рефлексии над проблемами культуры ограничена принципиальным отрицанием любых элементов рационалистического метода познания.
Особенности философии ХХ века. Философский постмодернизм существенным образом изменил лицо философии ХХ века, которой все в большей мере присущи следующие особенности.
- Отказ от узкого, преимущественно рационалистического способа философствования, критика разума.
- Переход к более плюралистическому, толерантному философствованию. Признание того, что истина не может быть одномерной и однозначной. Переход к принципу диалога, встречи, «вопрошания и ответов».
- Отказ от евроцетризма, использование в философии творческой интуиции, вчувствования, эзотерического знания.
- Возникновение целого ряда новых проблем, проблемного поля (наука, техника, диалог, бессознательное, экзистенция, порядок из хаоса, культура как текст, мир повседневности, дискурс, открытые системы, нелинейное развитие, глобальный эволюционизм, глобальное моделирование и др.).
- Понимание того, что знание и понимание – не одно и то же, возникновение герменевтики и феноменологии, а на их основе целого ряда научных дисциплин (эвристики, понимающая психология и социология и др.).
- Освобождение философии от идеологического пресса и догматизма.
- Философия и ее понятийный аппарат оказались подвержены влиянию естественнонаучных и технических дисциплин: естествознания, математического анализа, системного подхода, синергетики. Произошло «онаучивание» философии.
- Философия и ее понятийный аппарат оказались подвержены влиянию гуманитарных наук, гуманитарного знания, что отразилось на ее категориальном аппарате, особенное явственно это видно в постмодернизме. Произошла «гуманизация» и «гуманитаризация» философского знания.
- Философия отходит от вульгарного, примитивного, догматизированного материализма. Материя предстает как живая самоорганизующаяся открытая система, способная к творчеству нового («порядок из хаоса»). Универсум предстает как некое единство материального и идеального, граница между которыми становится все более зыбкой и проницаемой. Становится возможным интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
- Философия ХХ века формирует новый тип рациональности, новый стиль мышление, идущей на смену «картезианскому» разуму, ложившемуся в ХVII-ХVIII вв. в эпоху Просвещения. «Герменевтический» (интерпретирующий) разум и «синергетический» (способный схватить единичное, уникальное, спонтанное, нелинейно развивающееся) разум – две ипостаси нарождающегося нового типа рациональности.
- Философия обладает эвристической силой: она открывает новые проблемные области (философия жизни, культуры, техники, новое звучание приобретают онтология, эпистемология, герменевтика, феноменология)
- Происходит отказ от понимания линейного развития, на место прогресса приходит понимание развития как коэволюции (сопряжения).
- «Жесткий» рационализм уступает место синтезу научного и мистического знания, использованию также иррациональных методов познания. Приходит понимание, что наука – не единственное средство постижения реальности, что определенное знание о мире содержится и в мистических учениях Востока, религиозных и мифологических системах. Это дает возможность синтезировать рационалистическую философию Запада и мистическую философию Востока.