Государственное бюджетное общеобразовательное
Учреждение средняя общеобразовательная школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № 72 от «01» сентября 2017 г. Директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга _______________ М.А. Дмитриенко |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Струнные инструменты: Ансамбль гитаристов»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 7-17 лет
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Бабурина Елена Павловна
Санкт – Петербург
Учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Ансамбль гитаристов» адаптированная, имеет художественную направленность, разработана для удовлетворения потребностей детей и родителей в обучении игре на гитаре. Программа направлена на расширение музыкального кругозора, развитие интереса учащихся к музыке, формирование потребности учащихся в музыкальной деятельности.
Актуальность: Разнообразие музыкально-выразительных возможностей гитары позволяет включать ее в состав ансамбля исполняющих музыку разных жанров - классическую и рок-музыку, блюз и романсы, использовать ее в качестве аккомпанемента авторской песни. Программа «Ансамбль гитаристов» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента и игры в ансамбле.
Актуальность программы заключается в популярности игры на гитаре у детей и подростков, способствующей их личностному самоопределению и самореализации. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре Дети, уже научившиеся играть создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников.
Актуальность программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими учащимися, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы заключается в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях учреждения дополнительного образования, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на гитаре.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведения, развивающая умение слушать друг друга, развить гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятий музыкой
Отличительные особенности:. Программа рассчитана на коллективную работу с учащимся, формирования базовых навыков исполнительского мастерства и сольного/ансамблевого музицирования в составе ансамбля гитаристов.
Эффективным способом музыкального развития детей в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведения, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Адресат программы: учащиеся 7-18 лет (1-10 класс)
Объем и срок реализации программы: При реализации программы учебного предмета “Ансамбль гитаристов” со сроком обучения 2 года, продолжительность учебных занятий составляет 36 недель в год. Групповое занятие один раз в неделю.
Цели программы: Развитие творческих способностей ребенка посредством обучения игре на гитаре в ансамбле.
Задачи программы:
Образовательные:
-способствовать формированию устойчивого интереса к музыке, к игре на гитаре;
-познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов;
-обучить азам нотной грамоты;
-обучить приёмам игры на шестиструнной гитаре;
-обучить игре на гитаре в составе ансамбля гитаристов;
-формировать навыки выступления на сцене, навыки саморегуляции психического состояния.
Развивающие:
-способствовать развитию музыкального и ритмического слуха;
-развивать координацию рук и беглость пальцев;
-формировать чувства ансамблевой игры.
-развивать память и внимание;
Воспитательные:
-формировать эстетический вкус у учащихся;
-развивать коммуникативные навыки;
-способствовать развитию личностных качеств: ответственность, усидчивость, трудолюбие и др.;
-расширить музыкальный кругозор.
Условия реализации программы:
Условия приема: принимаются все желающие, не имеющие серьезных физиологических патологий и нарушений деятельности слухового и опорно-двигательного аппарата. Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями учащихся.
Условия формирования группы: программа рассчитана на коллективную работу с разновозрастными учащимися от 7 до 18 лет.
Материально – техническое обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами
- стол педагога - 1 штука
- гитара - 1 штука
- подставка под ногу – 1 штука
- пюпитры для нот – 1 штука для индивидуальных занятий и 2-3 штуки для групповых занятий
- ноутбук или компьютер - 1 штука
- нотная библиотека
Контрольное прослушивание, показательное выступление. Показателями результативности обучения являются: стабильность и работоспособность в течение учебного процесса, исполнительское мастерство учащихся, а также результаты участия ансамбля в конкурсах, фестивалях, концертах и прослушиваниях к ним
Учебно-тематический план
Планируемые результаты:
Личностные:
- устойчивый учебно-познавательный интерес к музыке, к игре на гитаре;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- реализация творческого потенциала;
- формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность, инициативность, усидчивость, уважение к чужому труду;
- адекватная самооценка музыкально-творческих возможностей;
Метапредметные:
- участие в музыкальной жизни группы, школы;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) с другими учащимися при решении различных музыкально-творческих задач, игры в ансамбле;
- Развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусства, ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
Предметные:
по истечении срока обучения по данной программе, учащиеся получат опыт, который позволит читать с листа аккомпанимент, играть ритмически ровно, разучить мелодии по нотам самостоятельно (в пределах данной программы).
Учебный план программы
Го года обучения
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Музыкальная грамота | Наблюдение | |||
2. | Приемы звукоизвлечениятирандо, работа над большим пальцем правой руки | Наблюдение Анализ педагога | |||
3. | Технические приемы игры, аккомпанимент | Наблюдение Анализ педагога | |||
4. | Работа над произведениями – 1 голос - мелодия, 2 й голос - аккомпанемент терциями и арпеджио. 3 голос - басовая линия. | Наблюдение Анализ педагога | |||
Итого |
Го года обучения
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | расположение нот на грифе, цифровка аккордов в открытой позиции. | Наблюдение | |||
2. | Приемы звукоизвлеченияапояндо, арпеджио, | Наблюдение Анализ педагога | |||
3. | Технические приемы игры, различные приемы игры аккомпаниманта, арпеджио. | Наблюдение Анализ педагога | |||
4. | Работа над произведениями, исполнение песен под аккомпанемент. | Наблюдение Анализ педагога | |||
Итого |
Го года обучения
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
5. | расположение нот на грифе, цифровка аккордов в открытой позиции. | Наблюдение | |||
6. | Приемы звукоизвлеченияапояндо, арпеджио, | Наблюдение Анализ педагога | |||
7. | Технические приемы игры, различные приемы игры аккомпаниманта, арпеджио. | Наблюдение Анализ педагога | |||
8. | Работа над произведениями, исполнение песен под аккомпанемент. | Наблюдение Анализ педагога | |||
Итого |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1-3 год | 02.09.2018 | 30.05.2019 | 1 раз в неделю по 1 академическому часу |
Рабочая программа
Задачи 1-го года: Научиться ритмически ровной игре, слушать другие партии ансамбля. Научиться считать доли в тактах.Способ звукоизвлечениятирандо, работа над штрихом нонлегато.Основы коллективного музицирования.игра одноголосных мелодий, чтение с листа.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения: В результате обучения учащийся должен уметь исполнить ритмически грамотно и ровно одноголосную мелодию синхронизируя свою партию с партиями других участников ансамбля.
Особенности 1-го года обучения: Эффективным способом музыкального развития детей в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями развивающая умение слушать друг друга, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Задачи 2-го года: Общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлеченияГаммы соль мажор, фа мажор в открытой позиции. Чтение с листа. Гамма “до” мажор в открытой позиции.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения: - играть ритмично и выразительно простые мелодии;
- владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой
Особенности 2-го года обучения: - различать характер музыки в пределах начальной подготовки, гармонический слух.
Задачи 3-го года: Знакиальтерации. Игра мелодий с басовыми нотами, с интервалами.
Ожидаемые результаты 3-го года обучения: арпеджио в различных фигурациях как аккомпанемент мелодии, чтение с листа, создавать художественно-осмысленные трактовки произведения,
Календарно-тематический план
24.10.19 | 24.10.19 | Упражнения | |
29.10.19 | 29.10.19 | Многоголосные мелодии | |
30.10.19 | 30.10.19 | Многоголосные мелодии | |
31.10.19 | 31.10.19 | Многоголосные мелодии | |
05.11.19 | 05.11.19 | Многоголосные мелодии |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Темы 1-3 года обучения |
03.09.19 | 03.09.19 | Упражнения | |
04.09.19 | 04.09.19 | Упражнения | |
05.09.19 | 05.09.19 | Упражнения | |
10.09.19 | 10.09.19 | Упражнения | |
11.09.19 | 11.09.19 | Упражнения | |
12.09.19 | 12.09.19 | Упражнения |
17.09.19 | 17.09.19 | Упражнения | |
18.09.19 | 18.09.19 | Упражнения | |
19.09.19 | 19.09.19 | Упражнения | |
24.09.19 | 24.09.19 | Упражнения | |
25.09.19 | 25.09.19 | Упражнения | |
26.09.19 | 26.09.19 | Упражнения | |
01.10.19 | 01.10.19 | Упражнения | |
02.10.19 | 02.10.19 | Упражнения | |
03.10.19 | 03.10.19 | Упражнения | |
08.10.19 | 08.10.19 | Упражнения | |
09.10.19 | 09.10.19 | Упражнения | |
10.10.19 | 10.10.19 | Упражнения | |
15.10.19 | 15.10.19 | Упражнения | |
16.10.19 | 16.10.19 | Упражнения | |
17.10.19 | 17.10.19 | Упражнения | |
22.10.19 | 22.10.19 | Упражнения | |
23.10.19 | 23.10.19 | Упражнения |
06.11.19 | 06.11.19 | Многоголосные мелодии | |
07.11.19 | 07.11.19 | Многоголосные мелодии | |
12.11.19 | 12.11.19 | Многоголосные мелодии | |
13.11.19 | 13.11.19 | Многоголосные мелодии | |
14.11.19 | 14.11.19 | Многоголосные мелодии | |
19.11.19 | 19.11.19 | Многоголосные мелодии | |
20.11.19 | 20.11.19 | Многоголосные мелодии | |
21.11.19 | 21.11.19 | Многоголосные мелодии | |
26.11.19 | 26.11.19 | Многоголосные мелодии | |
27.11.19 | 27.11.19 | Многоголосные мелодии |
28.11.19 | 28.11.19 | Многоголосные мелодии | |
03.12.19 | 03.12.19 | Многоголосные мелодии | |
04.12.19 | 04.12.19 | Многоголосные мелодии | |
05.12.19 | 05.12.19 | Многоголосные мелодии |
10.12.19 | 10.12.19 | Многоголосные мелодии | |
11.12.19 | 11.12.19 | Многоголосные мелодии | |
12.12.19 | 12.12.19 | Многоголосные мелодии | |
17.12.19 | 17.12.19 | Многоголосные мелодии | |
18.12.19 | 18.12.19 | Многоголосные мелодии | |
19.12.19 | 19.12.19 | Многоголосные мелодии | |
24.12.19 | 24.12.19 | Бас в аккомпанементе | |
25.12.19 | 25.12.19 | Бас в аккомпанементе | |
26.12.19 | 26.12.19 | Бас в аккомпанементе | |
09.01.20 | 09.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
14.01.20 | 14.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
15.01.20 | 15.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
16.01.20 | 16.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
21.01.20 | 18.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
22.01.20 | 21.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
23.01.20 | 22.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
28.01.20 | 23.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
29.01.20 | 28.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
30.01.20 | 29.01.20 | Бас в аккомпанементе | |
04.02.20 | 30.01.20 | Бас в аккомпанементе |
05.02.20 | 04.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
06.02.20 | 05.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
11.02.20 | 06.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
12.02.20 | 11.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
13.02.20 | 12.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
18.02.20 | 13.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
19.02.20 | 18.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
20.02.20 | 19.02.20 | Бас в аккомпанементе | |
25.02.20 | 20.02.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
26.02.20 | 25.02.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
27.02.20 | 26.02.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
03.03.20 | 27.02.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
04.03.20 | 03.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
05.03.20 | 25.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
10.03.20 | 26.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе |
11.03.20 | 10.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
12.03.20 | 11.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
17.03.20 | 12.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
18.03.20 | 17.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
19.03.20 | 18.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
24.03.20 | 19.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
25.03.20 | 24.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
26.03.20 | 25.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
31.03.20 | 26.03.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
01.04.20 | 07.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
02.04.20 | 08.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
07.04.20 | 09.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
08.04.20 | 14.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
09.04.20 | 15.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
14.04.20 | 16.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
15.04.20 | 21.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
16.04.20 | 22.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
22.04.20 | 23.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе |
23.04.20 | 28.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе |
24.04.20 | 29.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
28.04.20 | 30.04.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
29.04.20 | 12.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
30.04.20 | 13.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе |
05.05.20 | 14.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
06.05.20 | 19.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
07.05.20 | 20.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
11.05.20 | 21.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
12.05.20 | 26.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
13.05.20 | 27.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе | |
19.05.20 | 28.05.20 | Арпеджио в аккомпанементе |
Содержание обучения
Темы 1 года обучения
Упражнения: Для игры в ансамбле кроме точно сыгранных по высоте нот, необходимо научиться играть ритмически ровно, синхронизировав доли, научиться слушать партнера. В упражнениях данной темы обучения даны простые партии начиная с одноголосных мелодий с простыми длительностями начиная с половинных, четвертей, половинные и четверти, размер такта 4/4, ¾, четвертные паузы. Упражнения развивает чтение с листа.
Многоголосные мелодии:
Второй голос мелодии в интервал на первую долю такта отображает гармонию. Мелодия второго голоса построена ритмически синхронно с мелодией, полностью или частично. Услышать свой голос в ансамбле не просто, так как необходимо привыкнуть к звучанию других голосов, услышать свой голос в интервал.
Бас в аккомпанементе:
Бас по открытым струнам, подчеркивающий гармонию. Шагающий бас в сильные доли такта половинными, четвертями. Мелодии в данной теме выстраиваются четвертями, восьмыми. Басовый голосв партиях на первой и пятой ступеням аккорда отображает гармонию.
Арпеджио в аккомпанементе:
Арпеджио в аккомпанементе выстраивается по ступеням аккорда, также отображая мажорный или минорный лад. Первое представление арпеджио в аккомпанементе повторение на двух нотах, построенных по трезвучию аккорда.Арпеджио используется для изображения лирического характера в произведениях.
Список пьес:
Как пошли наши подружки. Русская народная песня
Джинглбелс. Folk song
Nappy Birthday to you. Русская народная песня
Жил-Был у бабушки серенький козлик
Патока с имбирем. Русская народная песня
Куры гуси да индюшки. Русская народная песня
Полька. Русская народная песня
Во поле берёза стояла. Русская народная песня
Во саду ли в огороде. Русская народная песня
Темы 2 года обучения
Упражнения: Для игры в ансамбле кроме точно сыгранных по высоте нот, необходимо научиться играть ритмически ровно, синхронизировав доли, научиться слушать партнера. В упражнениях данной темы обучения даны простые партии начиная с одноголосных мелодий с простыми длительностями начиная с половинных, четвертей, половинные и четверти, размер такта 4/4, ¾, четвертные паузы, нота с точкой. Далее в упражнениях отрабатывается бас через ноту в мелодии сыгранная разными пальцами pIm.
Многоголосные мелодии:
Два звукав аккомпанементе строятся на первой и третьей ступенях аккорда, такой интервал в терцию отображает аккорд в мажоре или миноре. В двух и трехголосных мелодиях отображается гармония произведения, что значительно обогащает игру юных музыкантов.
Бас в аккомпанементе:
Басовые ноты построены по закрытым нотам, что добавляет разнообразие в аккордах. Позволяет хорошо выучить ноты на трех нижних струнах. Добавить силу звучания приемом игры правой руки апояндо. Ноты построенные по трезвучию аккорда с проходящими нотами отображают гармонию.
Арпеджио в аккомпанементе:
Арпеджио в аккомпанементе выстраивается по ступеням аккорда, также отображая мажорный или минорный лад. Добавив к трезвучию проходящие ноты в басу по ступеням гаммы, получим первое представлении об обыгрывании аккорда. Арпеджио используется в лирических песнях.
Список пьес:
Как при лужку. Русская народная песня
Блины. Русская народная песня
Белла Бимба. Folksong
Вот лягушка в огороде 1. Русская народная песня
Вот лягушка в огороде 2. Русская народная песня
Неделька. Русская народная песня
Весёлые гуси. Русская народная песня
Русская народная песня
Одинокая гармонь Бориса Мокроусова
СеньерSol Э. Торлаксон
Темы 3 года обучения
Упражнения: Синхронно ровная игра ритмических рисунков на слабую долю тактав размерах такта 3/4, 6/8,2/4, четвертные, восьмые, шестнадцатые паузы. Ноты, соединенные лигой через сильную долю такта, тактовую черту для смещения акцента на слабую долю такта “синкопа”.
Многоголосные мелодии:
Два голосав мелодии каждой партии ансамбля в большей степени отображает гармонию произведения. С басовыми нотам выстроенными в линию или сыгранными одновременно, исполненные различной техникой правой руки.
Бас в аккомпанементе:
Шагающий бас по первой и пятой ступеням аккорда. Мелодии в данной теме выстраиваются четвертями. Далее в мелодиях добавляются восьмые ноты, что дает в дальнейшем возможность научиться играть в слабую долю и отработать синхронность в партиях.В ансамбле, когда партнер играет на сильную долю, облегчает обучение игры на слабую долю такта.
Арпеджио в аккомпанементе:
Арпеджио построенное на нотах трех нижних струн. Двузвучияв арпеджио аккомпанемента обыгрывает гармонию дает возможность в переходу на игру с аккордами. Игра аккордамив аккомпанементе на сильные доли тактов подчеркивает гамонию. цыфровки, обозначающие аккорды, обыгрываются арпеджио сыгранные четвертями, восьмыми и шестнадцатыми, через басовую ноту в интервал или аккорд, взятый одновременно или ритмическим рисункомигре.
Список пьес:
Villancico. Folk song
What Do You Do. Folk song
Bravo French. Folk song
Don simon. Anonimo
Todos a Mirar. Anonimo
Ay como vive don ramon. Folk song
Se N`haanat el sol. Folk song
Ballen les manetes. Catalan folk song
El cucutbromista. E. Schmid
Kritte - Vitte - vit - bom - bom. Danish folk song
ПрелюдияФ. Шопен
Старинная французская песня. П. Чайковский)