Нормативные акты могут быть классифицированы в зависимости от объема и характера действия на акты общего действия, распространяющиеся на общественные отношения на всей территории государства, ограниченного действия, распространяются на часть территории или определенный круг лиц, и чрезвычайного действия, которые могут реализовываться только при исключительных обстоятельствах.
По срокам действия различают нормативные правовые акты, рассчитанные на неопределенно длительное время действия и акты, в которых конкретно указывается срок их существования.
Различают также нормативные правовые акты по форме. Так в Беларуси Парламент может принимать: Конституцию Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам; кодекс - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к закону; закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Президент страны имеет право принимать: декрет - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости -- временный декрет для регулирования наиболее важных общественных отношений; указ - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий определенные правовые нормы.
Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления.
Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь принимают постановления Пленумов этих судов -- нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений.
Законодательство Республики Беларусь знает также такие формы нормативных правовых актов как регламент - нормативный правовой акт, принятый Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов; инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений; правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам; устав, положение - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности; приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Органы местного управления и самоуправления издают нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории в форме решений.
Закон.
Самое краткое, но емкое понятие закона – это то, за что проголосовал парламент. Рассмотрим признаки закона подробнее. Закон прежде всего – правовой акт, т.е. его содержание должно быть правовым, иначе говоря соответствовать неотъемлемым, неотчуждаемым, естественным правам человека. Закон обладает высшей юридической силой, что означает, во-первых, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, а в случае расхождения нормативного акта с законом считается, что этот акт не имеет юридической силы вообще; во-вторых, законы не подлежат утверждению каким-либо другим органам, и, наконец, закон никто не имеет права изменить или отменить кроме органа его издавшего. Закон принимается только двумя субъектами: законодательным органом (Государственная Дума, Национальное собрание, Конгресс и другие) и путем референдума. Законотворчество осуществляется в строгих рамках процедур. И последний признак закона – он устанавливает стратегию развития общества, в частности, определяет принципы организации и деятельности государственных органов, фиксирует правовой статус гражданина, устанавливает виды юридической ответственности, порядок наложения и исполнения уголовных наказаний, устанавливает налоги и сборы и т.д.
Таким образом, закон – это правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке законодательным органом или путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Историческую эволюцию закона следует рассматривать как часть эволюции права в целом. Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона. В Европе уже в древности складывается светская, а не религиозная концепция закона. Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания закона в странах романо-германской правовой системе, да и сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского "lex" (публичное, официальное обязывание, мн. число leges). На структуру и содержание современного закона также оказало технико–юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь в наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи. С тех пор как право приобрело национальный характер, закон – в силу его связи с верховной властью государства – можно рассматривать как проявление государственного суверенитета.
Европейская доктрина предполагает формальное закрепление верховенства закона в системе источников права и наличие системы политико-правовых гарантий верховенства закона, таких как разделение властей, независимость суда, конституционный контроль.
Все еще актуальна проблема соотношения закона и права Даже будучи принятым в соответствии с установленной процедурой и в рамках компетенции законодательного органа, закон может и не стать правовым. Верховенство закона реально лишь при наличии и формально-юридического и сущностного критерия, если закон становится формой права как содержания.
Признавая приоритет и верховенство закона все же следует признать и ограниченность действия этого принципа. Под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах – соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может совпадать с понятием “права”, а может и не совпадать. В тех же правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению полномочий парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента).
Ограниченность действия принципа верховенства закона объясняется также постоянным возрастанием значимости норм международного права. Последнее обычно обладает либо приоритетом, либо равной с законом юридической силой. В связи с этим во франкоязычных странах, например, условием вступления в силу международного договора, положения которого противоречат конституции, является соответствующее изменение конституции, а ратификации международного соглашения, противоречащего действующему законодательству, предшествует процедура отмены или изменения закона.
Наконец, в мире все ширеутверждается представление о первичности естественных и неотчуждаемых прав человека по отношению к позитивным правовым нормам. В итоге нормы о правах и свободах личности, хотя и закрепляются в конституции, декларациях и хартиях, имеющих конституционное значение, но рассматриваются в основе своей как надконституционные. Соответствие норм конституции и законов естественным и неотчуждаемым правам человека становится критерием их легитимности, правового содержания.
В системе законов, важнейшее место занимает конституция как основной закон государства. сес современные конституции в обязательном порядке: во-первых, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, во-вторых закрепляют организацию государственной власти: основу конституционного строя, форму государственного устройства. Сущность конституции состоит в том, что она прежде всего ограничитель власти государства, т.е. ею установлены пределы вмешательства государства в область прав и свобод человека, конституция закрепляет соотношение таких институтов: как общество, человек, государство, наконец, она, как правило, становится компромиссома между правящими силами и оппозицией. Поэтому можно говорить, что в ней юридически закреплено общественное согласие на основе личной и политической свободы гражданина.
Порядок принятия конституции также говорит о ее особом месте в системе нормативных актов. Конституции принимаются различными способами. Так, во Франции, Эстонии, России, Казахстане, Беларуси она принимается путем референдума, принятие конституции парламентом – наиболее распространенный способ, но процедура принятия обычно более жестокая, чем при принятии обычных законов. Конституции могут также приниматься специально создаваемым для этой цели органом, например, Конституционной ассамблеей.
Подзаконный акт.
Подзаконным актом является правовой акт, принятый государственным органом в пределах его компетенции в соответствии с законом, на его основе, или же для его выполнения. К ним относятся: указы президента постановления правительства, парламента, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и других центральных и местных органов государственного управления, локальные нормативные акты. Эти акты могут быть изданы только в пределах, указанных в законе, они являются подчиненными, вторичными актами по отношению к закону, и приобретают юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат закону.
Особое место в системе подзаконных актов занимают акты президента власти, которые издаются Президентом на основе конституции и законов государства в форме указов. Правительство издает свои акты на основе и во исполнение Конституции и законов государства, нормативных указов президента в форме постановлений. В случае противоречия постановления правительства этим актам оно может быть отменено президентом. Министерства и ведомости издают свои акты на основании и во исполнении конституции и законов государства, нормативных указов президента, постановлений правительства. Министерства как единоначальные органы возглавляемые министром издают приказы, ведомства, как коллегиальные органы издают постановления. Местные органы государственной власти издают нормативные правовые акты, распространяющие свое действие на всех лиц, находящихся на территории края, области, района, города, села.
Локальные подзаконные акты издаются государственными и частными организациями для решения своих внутренних вопросов и распространяют свое действие только на коллектив данной организации, а в некоторых случаях и на иных лиц вступающих в правоотношения с этими организациями.
Лекция 9. ПРЕДЕЛЫДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Понятие юридического действия нормативно-правовых актов.
2. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание действия нормативно-правовых актов.
3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.
4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства.
1. Понятие юридического действия нормативно-правовых актов
Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах - нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Вопросы понятия юридического действия нормативно-правовых актов, действия нормативно-правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм. Знакомясь с нормативно-правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных предписаний. Именно нормативно-правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в нем нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.
Таким образом, пределы действия правовых норм определяются прежде всего (но не во всех случаях) пределами действия нормативно-правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.
Действие нормативно-правового акта - это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.
Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории и лицам. Иногда добавляют и четвертый параметр - определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте нормы права и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов.
От четкого и рационального установления пределов действия нормативно-правовых актов зависит их качество, согласованность между собой, и в конечном счете - уровень эффективности правового регулирования. "С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась их субординация, на допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые не попадают в сферу его функционирования." (См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т.2. С.237-238).
Пределы действия нормативно-правового акта специально урегулированы в особых нормах - оперативных и коллизионных (см, например, нормы права, содержащиеся в ст.9-12 УК РФ, ст.4-6 УК РБ).
2. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание действия нормативно-правовых актов
Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом вступления в юридическую силу (1) и моментом утраты юридической силы(2). Кроме того, в этом параграфе будут рассмотрены такие вопросы, как обратная сила (ретроактивность) нормативно-правового акта (3) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта(4).
1. Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного-трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и больше. Так, Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федераций 5 июня 1996 года, а введен в действие с 1 января 1997 года. Гражданский и гражданско-процессуальный кодексы РБ (в то время - БССР) были приняты 11 июня 1964 года, а введены в действие с 1 января 1965 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.
Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно, в этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Так, У К РФ введен в действие с 1 января 1997 года, в то же время его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года (см. ст. 1, 4 Федерального закона РФ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 25. ст.2955). Часть первая ГК РФ введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3302) впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Наконец, один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов государства в юридическую силу - с момента опубликования. Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права, и такую практику вряд ли следует признать приемлимой (см.: Малков В.П. Опубликование в вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5. С.28-29). Введение в действие законов с момента их опубликования вообще не очень согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования (в Российской Федерации и в Республике Беларусь это десять дней). Современной зарубежной конституционной практике также известен подобный способ вступления законов в юридическую силу, однако обычно с момента опубликования вводятся в действие лишь такие законы, которые обращены к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека.
Может быть указан также следующий срок - нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания. Этот способ не очень удобен применительно к нормативно-правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают содержание правовых норм в основном знакомясь с опубликованными документами. Он как правило применяется для введения в действие нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения. В отечественной юридической практике подобный способ вступления в юридическую силу применялся даже к законам.
В случае, если срок вступления в юридическую.силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов. Общее правило здесь таково: вступление в юридическую силу нормативно-правовых актов, имеющих наиболее важное значение (принимаемых прежде всего высшими государственными органами) привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в юридическую силу или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования. Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.
2. Существуют следующие способы прекращения действия нормативно-правовых актов во времени.:
* Прямая отмена нормативно-правового акта. Этот способ наиболее удобен, он ведет к "расчистке" законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативно-правовые акты.
* Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативным актом принятым по тому же вопросу. Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Все-таки по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и в 90-е годы.
* Истечение срока на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
* Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативно-правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.
3. По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право -"lex ad praeteriam поп valet" - "закон обратной силы не имеет". Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильности правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Так, нельзя, например, с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков выплатить его за какой-то период до этого момента (кстати, такой запрет содержится в ст.57 Конституции РФ: "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют").
Однако из рассматриваемого правила возможный исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может использоваться обратная сила нормативно-правового акта (обратная сила закона) - распространение действия нового нормативно-правового акта на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя, произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом, как правило, положение граждан ухудшаться не должно.
В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ "акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом". Ст. 12 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.411) гласит: "Действие статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 года (с этого момента введена в действие часть вторая ГК - авт.), но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным. Действие статей 1085-1094 указанного Кодекса распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным". Обратную силу имеют также нормативно-правовые акты смягчающие или отменяющие- юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.
"Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон" (ст.54 Конституции РФ). В соответствии с ч.1 ст.9 УК РФ "преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния". В то же время "уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом" (ст. 10 УК РФ).
"Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан" (ч.6 ст. 104 Конституции РБ, здесь дана принципиально иная формулировка, чем в Конституции РФ; в соответствии с новой редакцией Конституции РБ (в старой такого положения не было) может быть признана противоречащей Конституции вполне допустимая - и ранее в СССР, и ныне в России - практика придания обратной силы отдельным нормам, к примеру, гражданского права, не связанным с юридической ответственностью). В соответствии со ст.6 УК РБ "преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время овершения этого деяния. Закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется также на деяния, совершенные до его издания. Закон, устанавливающий наказуемость деяния, обратной силы не имеет." Ст.8 КоАП РБ гласит: "Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения обратной силы не имеют."
По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативно-правовым актом правовых последствий различают простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативно-правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х годах нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания. Простая обратная сила нормативно-правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.
4. Рассматривая вопросы действия нормативно-правовых актов во времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обратной силе - на так называемом "переживании" нормативно-правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно-правовым актом требуется определенный срок.
Сходное с переживанием нормативно-правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все "старое" законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому "революционерам" и "преобразователям" как правило приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории только в XX веке подобная ситуация возникала два раза -в 1917ив 1991 годах.
В п.5 Декрета Совета Народных Комиссаров от 22 ноября 1917 года "О суде" было записано: "Местные суды... руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов и рабочего и крестьянского правительства, а также программам-минимум РСДРП партии и партии СР".
В соответствии со ст.11 Соглашения о создании Содружества Независимых государств "с момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе и бывшего Союза ССР". Однако, к примеру, в Постановлении Верховного Совета РБ "Об оговорке к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств" (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 9(47). Ст. 164) сказано: "В целях создания необходимых условий для реализации статьи 11 вышеназванного Соглашения предусмотреть, что на территории Республики Беларусь действуют правила о применении законодательства Республики Беларусь и бывшего Союза ССР, закрепленные в статье 72 Конституции (Основного Закона) Республики Беларусь и статье 3 Закона "Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь". 4.4 ст.З Закона РБ от 27 февраля 1991 г. "Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь" (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 12(14). Ст. 129) гласит: "Законодательство СССР действует на территории Белорусской ССР, если оно не противоречит законодательству Белорусской ССР".