Практическое занятие № 19
Тема: Методология оценки затрат в логистике сбыта.
Цель: Научиться оценивать затраты в логистике сбыта.
Средства для выполнения работы: ручка, линейка, карандаш.
Алгоритм выполнения работы:
1. Прочитать задание;
2. Выполнить необходимые расчеты;
3. Ответить на вопросы;
4. Оформить отчет.
Задача 1 Выбор вида тары для транспортировки продукции
Условие задачи. Продукция транспортируется в стандартных контейнерах в ящиках или на поддонах. Если используются поддоны, то в контейнер вмещается 300 изделий (25 поддонов в одном контейнере, 12 изделий на одном поддоне). Если штабелируются ящики, то в контейнер вмещается 480 изделий (40 ящиков в одном контейнере, 12 изделий в одном ящике).
Требуется:
а) определить затраты на один поддон и один ящик при транспортировке продукции на каждое из указанных расстояний;
б) на основе расчетов выбрать наиболее рациональный вид тары.
Исходные данные
1.Транспортные расходы в расчете на один контейнер:
– при транспортировке на 100–249км – 500 у.е.;
– при транспортировке на 250–499км – 800 у.е.;
– при транспортировке на 500–999км – 1200 у.е.;
– при транспортировке на 1000–1999км – 2000 у.е.;
– при транспортировке на 2000 и более км – 3000 у.е.
2.Почасовая ставка погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):
– вручную – 48 у.е.;
– вилочным погрузчиком – 54 у.е.
3.Затраты рабочего времени на погрузку (выгрузку):
–одного поддона вилочным погрузчиком – 2 мин;
–одного ящика вручную – 12 мин.
4. Стоимость тары:
–одного поддона – 5 у.е.;
–одного ящика – 10 у.е.
Стоимость транспортировки одного поддона или ящика определяется в зависимости от стоимости транспортировки контейнера и количества поддонов или ящиков в одном контейнере, а также в зависимости от расстояния перевозки. Результаты расчетов стоимости транспортировки одного поддона и одного ящика сведем в табл. 1.
Таблица 1 Стоимость перевозки одного поддона и одного ящика
Расстояние перевозки, км | Стоимость транспортировки контейнера, у.е. | Количество в одном контейнере | Стоимость транспортировки, у.е. | ||
поддонов | ящиков | одного поддона | одного ящика | ||
100–249 | 12,5 | ||||
250–499 | |||||
500–999 | |||||
1000–1999 | |||||
2000 и более |
Стоимость погрузки одного поддона и одного ящика определяем в зависимости от затрат времени на погрузку и почасовой ставки ПРР
(табл. 2).
Таблица 2 Стоимость погрузки одного поддона и одного ящика
Вид тары | Почасовая ставка ППР, у. е. | Поминутная ставка ППР, у. е. | Время погрузки (выгрузки), мин. | Стоимость погрузки (выгрузки), у. е. | ||||
вручную | погрузчиком | вручную | погрузчиком | вручную | погрузчиком | вручную | погрузчиком | |
поддон | - | - | 0,9 | - | - | 1,8 | ||
ящик | - | 0,8 | - | - | 9,6 | - |
Общие затраты на транспортировку одного поддона и одного ящика включают затраты на перевозку, стоимость самой тары и затраты на погрузку в пункте отправления и выгрузку в пункте назначения одного поддона и одного ящика. Результаты расчетов приведены в табл. 3.
Таблица 3. Общие затраты на транспортировку одного поддона и одного ящика
Расстояние перевозки, км. | Стоимость транспортировки, у. е. | Стоимость тары, у. е. | Стоимость погрузи и выгрузки, у. е. | Общие затраты на транспортировку, у. е. | ||||
Одного поддона | Одного ящика | Одного поддона | Одного ящика | |||||
Одного поддона | Одного ящика | Одного поддона | Одного ящика | Погруз чиком | вручную | Погруз чиком | вручную | |
100-249 | 12,5 | 3,6 | 19,2 | 28,6 | 41,7 | |||
250-499 | 3,6 | 19,2 | 40,6 | 49,2 | ||||
500-999 | 3,6 | 19,2 | 56,6 | 59,2 | ||||
1000-1999 | 3,6 | 19,2 | 88,6 | 79,2 | ||||
2000 и более | 3,6 | 19,2 | 128,6 | 104,2 |
На основе сделанных расчетов выберите наиболее рациональный вид тары.
Вывод: Для перевозок на расстояние от 100 до 1000 км выбираем вид тары - поддон, для перевозок на расстояние свыше 1000 км выбираем ящики.
Задача 2 Выбор наилучшей системы распределения продукции
Требуется: выбрать систему распределения (доведения продукции до потребителя) из трех, имеющих экономические показатели, приведенные в табл. 1.
Таблица 1 Исходные данные для расчета
Показатели | Системы распределения | ||
Годовые эксплуатационные затраты Э, тыс. р. | |||
Годовые транспортные затраты Т, тыс. р. | |||
Капитальные вложения в строительство распределительных центров К, тыс. р. | |||
Срок окупаемости системы Ток, лет | 6,1 | 6,4 | 6,5 |
Для того чтобы выбрать из трех предлагаемых систем распределения одну, в качестве критерия предпочтения выберем минимум приведенных годовых затрат З.
Величина приведенных затрат определяется по формуле З=Э+Т+К/Ток
Принимается тот вариант системы распределения, у которого приведенные годовые затраты будут минимальны.
Решение:
Система 1: З1 = 6980+4250+35116/ 6,1 = 16986,72 тыс. руб.
Система 2: З2 = 3517+5310+46231/ 6,4 = 16050,59 тыс. руб.
Система 3: З3 = 5623+6119+39764/ 6,5 = 17859,54 тыс. руб.
Ответ: Принимаем вариант 2 системы распределения, которому соответствуют минимальные затраты.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «логистический канал»
2. Дайте определение понятию «логистическая цепь»
1) Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников (организаций или отдельных лиц), осуществляющих доведение МП от конкретного производителя до его потребителей.
1) Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество конкретных посредников из логистического канала.
Вывод: Научился оценивать затраты в логистике сбыта.