Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата
Общие положения
1.1. Реферат представляет собой начальную форму самостоятельной научной работы студента.
Реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Написание реферата имеет своей целью:
- ознакомление студента с конкретной областью научного исследования;
- приобретение и закрепление студентом практических навыков научной исследовательской работы.
1.2. Написание рефератов студентом является обязательной составной частью его учебной подготовки. Количество рефератов, подаваемых в течение учебного семестра, определяется преподавателем той или иной дисциплины.
1.3. Тема реферата выбирается из тем, предложенных преподавателем. Задачей студента является раскрытие выбранной темы с учётом методических, научных и иных требований, определяемых настоящим положением.
2. Принципы работы при написании реферата (характер работы, структура реферата, особенности текста реферата, работа с источниками и литературой)
2.1 Реферат – самостоятельное произведение слушателя, оно должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме, ее основной проблематики, отражать умение автора логически стройно излагать материал.
2.2 Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата, а также информацию, которой нет в исходном документе.
2.3. На всех этапах работы по написанию реферата, а особенно при выборе источников и литературы, и разработке плана (содержания) реферата, студенту необходимо прибегать к помощи и руководству преподавателя.
2.4. Реферат должен иметь продуманную внутреннюю структуру. Важными композиционными разделами работы являются вступление и заключение. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем и лаконично определяется задача. За введением следует основная часть реферата, которая делится на разделы (главы); количество разделов (глав) зависит от оптимального раскрытия темы и определяется самим студентом. Названия «Основная часть работы» следует избегать. В заключении кратко подводятся итоги исследования.
2.5 Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.
2.6 Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии и библиографическом описании, не должны повторяться в тексте реферата. Следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает...»). Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения, в реферате не приводятся.
2.7 В тексте реферата следует применять стандартизованную терминологию. Следует избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснять их при первом упоминании в тексте.
2.8 Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных в научных текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.
2.9 Имена собственные (фамилии, наименования изделий и др.) приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция собственных имен или перевод их на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании.
2.9 Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.
2.9 При написании реферата важна работа с литературой. Текст реферата должен содержать ссылки на все источники, если мысль цитируется дословно. Следует избегать искусственного увеличения количества использованной литературы.
Оформление
3.1. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с образцом («Приложение 1» к настоящему положению).
3.2. После титульного листа располагается план (содержание) реферата. После плана (содержания) при необходимости может располагаться список используемых сокращений.
3.3. В конце реферата дается список использованных источников и литературы, составленный с соблюдением всех требований. В тексте реферата необходимо делать ссылки на использованную литературу в форме сносок. Правила оформления сносок и списка использованной литературы указаны в «Приложении 2» к настоящему положению.
4. Технические требования и объём реферата
4.1. Реферат предоставляется в печатном виде на стандартных листах бумаги формата А4 плотностью 80 г/м кв.
Текст помещается только с одной стороны листа и должен иметь следующие параметры: полуторный интервал, 14 шрифт, поля – слева 3 см, справа, сверху и снизу по 1,5 см.
Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами; номер страницы располагается вверху по центру.
4.2. Рекомендуемый объем текста реферата определяется преподавателем.
5. Порядок подачи реферата
5.1. Рефераты сдаются преподавателю в сроки, определяемые им заранее.
5.2. Рефераты, содержащие плагиат, к рассмотрению не принимаются и оцениваются «неудовлетворительно».
5.3. Студенты, не предоставившие реферат в указанный срок или получившие за реферат неудовлетворительную оценку, к сдаче экзаменов по данному предмету (если таковой предусмотрен учебным планом) не допускаются.
Модели защиты рефератов
6.1 «Классическая» – устное выступление, сосредоточенное на принципиальных вопросах:
- тема исследования и её актуальность;
- круг использованных источников и основные подходы к проблеме;
- новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы);
- основные выводы по реферату.
6.2 «Индивидуальная» – автор раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:
- обоснование выбора темы;
- способы работы над рефератом;
- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
- личная значимость проделанной работы;
- перспективы продолжения работы (исследования).
6.3 «Творческая» – защита предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме, их комментарии;
- демонстрация слайдов и видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;
- яркое оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.
Оценка по защите реферата
7.1 К критериям оценки реферата на его защите добавляются:
- умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
- умение чётко и по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные, взвешенные умозаключения.
7.2 Работа оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «Отлично» ставится, если присутствует:
- аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций;
- продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу;
- всестороннее раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме;
- ясная постановка и успешное достижение целей;
- логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы;
- работа написана грамотным и правильным языком.
Оценка «Хорошо» ставится, если:
- данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно;
- цели и задачи вполне раскрыты, работа в основном соответствует теме;
- цели ясны, реалистичны и адекватны теме;
- работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод;
- текст написан грамотным и адекватным языком, ошибок немного.
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если:
- присутствует достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений не много;
- стиль скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический;
- база источников более или менее достаточна;
- видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов;
- случаи неадекватного использования языка редки.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если:
- н едостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный материал;
- литература подобрана плохо, самостоятельность недостаточна;
- по объему или по качеству работа не соответствует уровню программы;
- отдельные части связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются;
- работа изложена неграмотным языком.
(Критерии оценки д.п.н.Заир-Бек Е.С.)