Структура электроэнергетики




Единая энергетическая система России (ЕНС) - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии (мощности) в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

 

Субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии (мощности), энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

Потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд на оптовом, или розничных рынках электрической энергии и мощности.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии (мощности), получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии правилами оптового рынка.

Зона оптового рынка - территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка (далее - ценовая зона оптового рынка).

Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Энергоснабжающая организация. Организация, совмещающая деятельность по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по ее передаче.

Энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

(ОАО «Чувашская энергосбытовая компания»)

Гарантирующий поставщик электрической энергии. Коммерческая организация, обязанная в соответствии с законодательством об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию. Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

 

Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности), через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами;

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии (мощности) оборудование. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть ЕНС включает:

1) линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше;
2) линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт:

-обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности);

- поставщиков электрической энергии (мощности) на указанный рынок;

-обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации;

- обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с -присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер;

-непосредственно обеспечивающие соединение перечисленных линий электропередачи, включая линии электропередачи и иное оборудование, указанные в приложении № 2 к Указу Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. № 923;
3) линии электропередачи, пересекающие государственную границу Российской Федерации;
4) трансформаторные и иные подстанции, соединенные с линиями электропередачи, перечисленными в подпунктах 1-3, а также технологическое оборудование, расположенное на них, за исключением распределительных устройств электрических станций – субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), входящих в имущественный комплекс указанных станций;
5) комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства;
системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.
(Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 № 881 "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети")Территориальная сетевая организация;

 

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой - категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора.

Генерация - производитель электрической энергии. Собственник или иной законный владелец генерирующего оборудования, для которого производство и продажа электрической энергии является основным видом деятельности:

1. Территориальные генерирующие компании (ТГК-5)

2. ОГК

3. ОАО Рус Гидро

4. ОАО Атомэнерго

5. Независимые производители.

Открытые акционерные общества, создаваемые в результате реформирования АО-энерго на базе генерирующих активов.

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

 

Системный оператор Единой энергетической системы России. Диспетчерский центр Системного оператора Единой энергетической системы в организационно-правовой форме филиала, осуществляющий управление режимами работы на части территории ЕЭС России под руководством вышестоящих диспетчерских центров Системного оператора Единой энергетической системы (Чувашский филиал РДУ);

 

Администратор торговой системы. Организация в форме некоммерческого партнерства, основной целью деятельности которой является предоставление услуг по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности), а также ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, обеспечение равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, защита интересов поставщиков и покупателей электрической энергии, повышение эффективности производства и потребления электрической энергии.

 

Субъектами электроэнергетики на территории Чувашской Республики являются электрогенерирующие, электросетевые компании, в том числе муниципальной собственности, диспетчерская и сбытовые компании.

Чувашский филиал «Т+». Чувашский филиал ПАО «Т+» является основой энергетического комплекса республики, обеспечивая:

1. Базовую выработку электрической энергии для снабжения потребителей на всей территории республики в годовых объемах свыше 2200 млн. кВт*ч;

2. Теплоснабжение крупнейших городов республики (ТЭЦ-3 – практически на 100% тепловой энергией жилой и социальный секторы г. Новочебоксарска, а ТЭЦ-2 – около 50% г. Чебоксары;

4. Устойчивое прохождение осенне-зимних максимумов нагрузки энергосистемы;

5. Тарифные преференции потребителям тепловой энергии.

Чувашский филиал Т+ является не только основой устойчивого теплоснабжения потребителей городов, но и обеспечивает снижение потребления природного газа при вводимых технологических и аварийных ограничениях поставок газа в республику посредством поддержания необходимых резервов мазута. Вместе с этим он, приобретая свыше 435 млн. м3 природного газа по коммерческим ценам и обеспечивая резервы топливного мазута в установленных объемах, отпускает тепловую энергию по тарифам значительно ниже средних тарифов для газовых котельных республики. В состав компании входит три тепловых и одна ветровая электростанций. В таблице 3.1 приведены значения установленной, располагаемой и рабочей мощностей электростанций филиала. Общая установленная мощность электростанций составляет 852,2 МВт.

Таблица 1

Установленная мощность, Станции Располагаемая мощность, Рабочая мощность,
МВт   МВт МВт
460,0 Чебоксарская ТЭЦ-2 424,0 280,0
380,0 Новочебоксарская ТЭЦ-3 380,0 226,0
0,2 Марпосадская ВЭС 0,2 -
       

 

 

Снижение эффективности тепловых станций определяется:

-недостаточным потреблением пара из отборов турбин Чебоксарской ТЭЦ-2 и Новочебоксарской ТЭЦ-3 и недоиспользованием мощностей на тепловых электростанциях;

-несоответствием генерирующих мощностей сложившемуся потреблению тепловой и электрической энергии предприятиями республики;

-недостаточной производительностью вспомогательного оборудования тепловых электростанций (циркуляционные насосы, градирни);

-старением основных производственных фондов;

-несоответствием технологических режимов параметрам оборудования;

-отсутствием единого пространства диспетчеризации распределения и учета электрической энергии;

- наличием в тарифах на тепловую энергию перекрестного субсидирования промышленными потребителями жилищно-коммунального комплекса;

- тенденциями ухода потребителей тепловой нагрузки от сетей ТЭЦ.

Снижение потребления тепловой нагрузки промышленными предприятиями и отборов пара из турбин Чебоксарской ТЭЦ-2 и Новочебоксарской ТЭЦ –3 снижает теплофикационную нагрузку энергетических блоков, ведет к увеличенному расходу топлива и возрастанию себестоимости тепловой и электрической энергии.

Для преодоления отмеченных негативных тенденций и повышения устойчивости и экономичности энергоснабжения требуется:

1. Увеличение потребления тепловой нагрузки и пара с коллекторов станций всех ТЭЦ, развитие магистральных тепловых сетей для обеспечения эффективной теплофикационной тепловой энергией жилищно-коммунального и промышленного комплекса городов;

2. Модернизация оборудования водоподготовки и насосных станций, вспомогательного оборудования, коммутационной аппаратуры, систем релейной защиты и автоматики для обеспечения современных требований по безопасности эксплуатации и повышения эффективности работы существующих генерирующих мощностей.

3. Замещение выработавших свой ресурс и морально устаревших генерирующих мощностей на энергетические комплексы, работающие в парогазовом цикле.

 

Чебоксарская ГЭС (филиал РусГидро) В таблице 3.2 представлены суммарные мощности генераторов ГЭС.

Таблица 3.2

Станция Установленная мощность, МВт Располагаемая мощность, МВт Рабочая мощность, МВт
Чебоксарская ГЭС 1370,0 633,7 539,9

 

Эксплуатация Чебоксарской ГЭС была начата в 1980 году. Степень износа её гидротурбин и гидрогенераторов составляет 35,5% при общей сумме балансовой стоимости оборудования – 862 млн. рублей.

Снижение эффективности работы оборудования, ограничение и недоиспользование мощности для Чебоксарской ГЭС обусловлены:

- непроектным (пониженным) напором на Чебоксарской ГЭС;

- непроектным режимом работы гидротурбин Чебоксарской ГЭС в «пропеллерном» режиме;

В настоящее время прорабатываются экономические, экологические, технические и организационные вопросы поднятия уровня водохранилища.

Суммарная установленная мощность всех электростанций на территории республики составляет около 2000 тыс. кВт. Однако располагаемая мощность электростанций составляет менее 1450 тыс. кВт.

 

Территориальная электросетевая компания ОАО «Чувашэнерго» включает в себя три подразделения электрических сетей: Алатырское (АЭС), Северное (СЭС), Южное (ЮЭС). Протяженность воздушных линий, находящихся на балансе ОАО «Чувашэнерго», составляет 20933 км. При этом протяженность воздушных линий на металлических опорах – 282 км, в том числе двухцепных линий – 76 км; на железобетонных опорах – 12 560 км, в том числе двухцепных линий – 546 км; на деревянных опорах – 8 091 км.

Линии электропередачи сельскохозяйственного назначения составляют 95,6% от общей протяженности линий, из них на напряжении 35-110 кВ – 1 840 км; 6-10 кВ – 9253 км; 0,4 кВ – 9041 км.

Анализ и экспертная оценка технического состояния высоковольтного оборудования магистральных сетей и подстанций напряжением 220кВ и распределительных сетей 6-110кВ, выполненные на основе результатов энергоаудитов, проведенных независимыми фирмами (ЗАО"НПО" Промэнерго", Самарский центр энергосбережения и энергоэффективности, Региональный научно-технический и инновационный центр энергосбережения (РНТИЦЭ) «НП «АСИНЭКС», а также экспресс-обследования, протоколы измерений и испытаний службы диагностики ООО«Инженерного центра» показывают, что имеются проблемы, связанные с аппаратной надежностью энергосистемы.

Анализ структуры магистральных электросетей 220кВ и материалов расследования произошедших аварии в энергосистеме показывают, что имеются определенные недостатки в проектных решениях. Наиболее уязвимым системным элементом в сети 220 кВ является ОРУ-220кВ ЧеГЭС, которому радиально подключены все четыре узловые подстанции и другой независимый источник электроэнергии - ТЭЦ-2 двумя ЛЭП-220 кВ. Шины 220-кВ ТЭЦ-2 не меют непосредственных автономных связей с узловыми подстанциями магистральных сетей.Подстанция «Абашево», обеспечивающая электроснабжение потребителя первой категории по надежности электроснабжения (газоперекачивающую станцию), имеет фактически только один независимый источник- шины ОРУ-220кВ ЧеГЭС. Она запитана на ответвлениях отпаек от двух ЛЭП-220кВ «ЧеГЭС-Венец» и «ЧеГЭС-Канаш-2».Еще одним недостатком магистральной сети 220кВ является связь по одной только ЛЭП-220кВ подстанций «Венец» и транзитной подстанции «Тюрлема».

Основными проблемами распределительных сетей 110-10-6 кВ являются: неуклонное старение высоковольтного электрооборудования; снижение качества подвесных и опорных изоляторов, бумажно-масляной изоляции; ухудшение работы аппаратуры систем телемеханики, связи, противоаварийной автоматики и релейной защиты.

По анализу результатов диагностики, к особенно напряженным элементам с наибольшим количеством развивающихся дефектов высоковольтного электрооборудования относятся: высоковольтные ввода с бумажно-масляной изоляцией; регуляторы под нагрузкой (РПН) силовых трансформаторов; контактные системы высоковольтных выключателей; контуры заземления подстанций (из-за коррозии);железобетонные опоры ВЛ в сетях с изолированной нейтралью (6-35кВ) и значительными емкостными токами; системы молниезащиты подстанций, средства защиты высоковольтного электрооборудования от рабочих коммутационных и грозовых перенапряжений. Все перечисленные выше экспертные оценки состояния высоковольтного электрооборудования и основные актуальные проблемы высоковольтных электрических сетей касаются и подстанций генерирующих предприятий ЧеГЭС, ТЭЦ-1, 2 и 3.

Главными целями дальнейшего развития магистральных и распределительных сетей Чувашской энергосистемы являются: преодоление старения основных фондов электрических сетей и высоковольтного оборудования путем неуклонного увеличения масштабов работ по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению; развитие централизованного технологического управления электрическими сетями.

Электрические сети муниципальной собственности это 26 предприятий по электрическим сетям которых передается 1215 695 кВт*ч. электрической энергии, или 28% полезного отпуска.

Техническое состояние сетей в сельской местности характеризуется крайней степенью износа. На большинстве предприятий отсутствуют необходимые структуры надлежащего поддержания технического состояния оборудования (электротехнические лаборатории и др). В связи с недостаточным финансированием реконструкции сетей, их износ ежегодно увеличивается на 1-2%, а в многопрофильных предприятиях коммунального хозяйства средства, получаемые за транспортировку электрической энергии, направляются для финансирования других, убыточных видов деятельности. Состояние электрических сетей критическое, при этом отсутствует система отраслевого контроля их состояния планирования замещения выбывающих мощностей.

По ряду предприятий отсутствует достоверная информация по исполнительным схемам электрических сетей, составу оборудования, его фактического состояния, все это представляет реальную угрозу надежности энергообеспечения.

Дополнительной угрозой надежности энергообеспечения являются коммерческие потери и хищения электрической энергии, которые не имеют источника покрытия в тарифе на транспортировку электрической энергии и составят основу убыточности предприятий.

Существующая структура коммунальных электросетевых предприятий не обеспечивает проведение скоординированной технической политики в электросетевой инфраструктуре Чувашской Республики, привлечение инвестиционных ресурсов для развития электрификации. Это является сдерживающим фактором развития электрификации и реализации на территориях программ социально-экономического развития, участия в национальном проекте «доступное жилье». Приведение структуры муниципальных электрических сетей в соответствие со стоящими задачами является одним из первоочередных мероприятий.

 

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.

Чувашский филиал РДУ

Единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики осуществляет системный оператор ЕЭС России (СО). Ему подчинены другие субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ОДУ в Э), представляющие собой организации или физические лица, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для ОДУ в Э нижестоящего уровня. На территории Чувашской республики диспетчеризацию и управление частью системы осуществляет РДУ, выполняя следующие функции: оперативное управление энергетическими объектами на закрепленной территории, определение системных ограничений и предложений по их снятию, прогнозирование и оценка балансов электроэнергии и мощности, расчет диспетчерских графиков, организация балансирующего рынка и размещение резервов, долгосрочное планирование, согласование годового графика ремонтов оборудования электростанций и линий электропередачи, организация функционирования систем оперативно-технологического управления ЕЭС: ПА(противоаварийная автоматика), телемеханика и связь, АСДУ(автоматизированная система диспетчерского управления), АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии).

РДУ (Нижний Новгород) через представительство в Чебоксарах осуществляет оперативно-технологическое (диспетчерское) управление взаимодействуя с диспетчерскими ОАО «Чувашэнерго», Чувашским филиалом ПАО «Т+» и «Чебоксарской ГЭС».

РДУ участвует в согласовании технических требований генерирующим и сетевым компаниям, квалифицированным потребителям на необходимые технические комплексы мониторинга и управления по объектам их балансовой принадлежности.

В перспективе основными направлениями совершенствования регионального диспетчерского управления следует считать:

- создание оперативно-информационных комплексов, укомплектованных современными ЭВМ и специализированными программными продуктами;

- построение региональной системы автоматического регулирования мощности;

- внедрение цифровых комплексов многоуровневой противоаварийной автоматики;

- установка систем АСКУЭ на энергетических объектах;

- расширение сети каналов линейной и телефонной связи, а также устройств телемеханики.

Это позволит снизить операционные расходы, связанные с ликвидацией системных аварий, и наладить оперативное регулирование режимов работы энергетической системы ЧР повысить надежность функционирования автоматизированных систем оперативно-технологического (диспетчерского) управления (PЗA, ПА, АРН, АРЧМ, АСДУ, АСКУЭ и средств связи).

Надежное функционирование системы электроснабжения ЧР обеспечивается, помимо государственного правового и финансового регулирования и контроля, техническим регулированием. В состав мер технического регулирования и контроля (надзора) входит принятия технических регламентов по направлениям технической и технологической безопасности, качества электрической и тепловой энергии, установление нормативов резерва мощности, а также устройства электроустановок деятельности субъектов, связанной с эксплуатацией электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники безопасности его обслуживания.

 

 

Особенности производства и потребления электроэнергии.

 

Недискриминационный доступ к инфраструктуре - обеспечение равного доступа участников рынка к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и услугам администратора торговой системы оптового рынка.

Сезонные, суточные графики потребления электрической энергии и мощности. Особенности производства электроэнергии с использованием различных технологий на станциях различного типа: ГЭС, ГАЭС, АЭС, ТЭЦ, ГРЭС, ВЭС. Комбинированная (двух продуктовая) выработка на электростанциях, электрическая и тепловая энергия.

 

Качество электрической энергии. Частота, напряжение и другие параметры качества регулируются ГОСТ. Технические условия на присоединение потребителя электросетевой организацией выдается с учетом обеспечения качества электрической энергии. ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических

средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»

 

Надежность электроснабжения. В договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя, в том числе:

допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением потребителем обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих, энергосбытовых и сетевых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров;

срок восстановления энергоснабжения.

Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей категории надежности.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентые отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

 

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ОРЭМ)

Сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В течение переходного периода на оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется с использованием следующих механизмов:

а) торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи электрической энергии (мощности). Регулируемые договоры на несколько лет заключаются на сроки, соответствующие определенным в установленном порядке категориям потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых дифференцируются сроки действия регулируемых договоров.

Продажа и оплата электрической энергии и мощности может осуществляться как по единому регулируемому договору, предусматривающему куплю-продажу электрической энергии и мощности, так и по отдельным регулируемым договорам;

б) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению сторон в двусторонних договорах купли-продажи электрической энергии (далее - свободные двусторонние договоры);

в) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (далее - конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед);

г) торговля электрической энергией в объемах, соответствующих отклонениям, по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению сторон в двусторонних договорах (далее - свободные двусторонние договоры купли-продажи отклонений);

д) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (далее - конкурентный отбор заявок для балансирования системы);

е) торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) в целях компенсации потерь, а также в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств.

 

Розничные рынки электрической энергии

 

Субъектами розничных рынков являются:

а) потребители электрической энергии (далее - потребители);

б) гарантирующие поставщики;

в) энергосбытовые организации;

г) энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации);

д) исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

е) сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

ж) производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке;

з) системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил розничного рынка в объемах покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.

Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами розничного рынка.

. На розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: