Содержание
1 Руководство по изучению дисциплины…………………………….. | |
2 Программа дисциплины «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях»……………………………….. | |
3 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы | |
3.1 Оформление контрольной работы | |
3.2 Вопросы для выполнения контрольной работы | |
4 План практических занятий | |
4.1 Рекомендации и план к проведению практических занятий | |
4.2 Темы докладов | |
5 Вопросы для подготовки к зачету | |
Список рекомендуемой литературы………………………………….. |
Руководство по изучению дисциплины
Как правило, человек, попадающий в экстремальную ситуацию, теряется, не может быстро и правильно оценить ситуацию, угрожающую его жизни и жизни окружающих, не может быстро и грамотно принять решение. Поэтому изучение основных принципов выживания, поведения и действий человека в различных экстремальных ситуациях является актуальной задачей обучения.
Предметом изучения дисциплины является поведение человека в различных экстремальных ситуациях с точки зрения обеспечения безопасности и выживания.
Целью изучения дисциплины является подготовка бакалавра, владеющего теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах обеспечения безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях.
Основные задачи дисциплины:
- дать общие принципы выживания человека в экстремальных ситуациях;
- дать основные правила личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- дать основы безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях в условиях населенного пункта;
- дать основы обеспечения безопасности и выживания при террористических актах, захвате заложников и угрозе со стороны преступности.
Для повышения активизации обучения используется ситуационный метод – анализ (решение) конкретных экстремальных ситуационных задач.
Формой итогового контроля является зачет.
Несмотря на развитие научных знаний и технологий, количество природных и техногенных катастроф возрастает в мире ежегодно на 6%. В настоящее время необходимо повышать уровень осознания населением той опасности, которую природные и техногенные катастрофы представляют для современного общества. Данный курс носит комплексный характер, и при его изучении привлекаются сведения из истории, географии, безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Учебная дисциплина «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях» является дисциплиной по выбору цикла общематематических и естественнонаучных дисциплин, включает в себя следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную работу с литературой, выполнение контрольной работы, сдачу зачета по теоретическому курсу.
Комплекс знаний по изучаемому курсу позволит будущим специалистам повысить свой интеллектуальный уровень в решениях проблем современного общества.
Программа дисциплины «Азбука безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях»
Тема 1. Введение в дисциплину «Азбука безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях»
Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Общие принципы выживания человека в экстремальных ситуациях, основные правила личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, основы безопасности и выживания человека в экстремальных ситуациях в условиях населенного пункта, основы обеспечения безопасности и выживания при террористических актах, захвате заложников и угрозе со стороны преступности.
Литература: [1, с.121-134], [2, с.20-76], [3, с.201-227], [4, с.67-260].
Вопросы для самопроверки
1. Что такое ЧС?
2. Каковы виды ЧС?
3. Какова классификация ЧС?
Тема 2. Радиационные и химические аварии. Причины и стадии техногенных катастроф.
Химические аварии, причины и последствия. Виды вредных ядовитых веществ, распространяющихся при авариях, действия населения и средства защиты. Радиационные аварии, источники, причины и последствия. Методы защиты от радиационных аварий, действия населения в условиях подобных аварий, применение средств защиты. Причины и стадии техногенных катастроф.
Литература: [3, с.137-151], [4, с.142-177], [5, с.46-51].
Вопросы для самопроверки
1. Каковы причины и последствия химических аварий?
2. Назовите источники и последствия радиационных аварий?
3. Какие средства и методы защиты применяют при данном типе аварий?
4. Назовите причины и стадии техногенных катастроф?
Тема 3. Пожары. Классификация пожаров. Причины их вызывающие.
Пожары. Причины их вызывающие. Классификация пожаров. Способы прекращения пожара. Практические рекомендации об организации действий по спасению людей и тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны. Оказание первой помощи пострадавшим от пожара.
Литература: [3, с.129], [4, с.128-141], [6, с.50-61], [7, с.64-72]
Вопросы для самопроверки
1.Дайте определение понятию пожары, каковы причины возникновения пожаров?
2. Приведите классификацию пожаров?
3. Каковы способы прекращения пожаров?
4. Что в себя включают основные действия при пожарах?
Тема 4. Факторы риска и выживания.
Факторы риска и выживания. Виды и основные определения факторов риска и выживания, их классификация. Поведение при возникновении выше указанных факторов.
Литература: [1, с. 16-23], [2, с.17-34]
Вопросы для самопроверки
1. Что называется фактором риска и выживания?
2. Как классифицируются приведенные факторы?
3. Какие виды поведения возникают в условиях факторов риска и выживания?
Тема 5. Правовые аспекты безопасного поведения
Правовые аспекты безопасного поведения и применения самозащиты. Необходимая оборона как правовая категория. Признаки и основания необходимой обороны. Правила поведения при административном задержании и при внезапном аресте.
Литература: [4, с.239-255], [9, с.305], [11]
Вопросы для самопроверки
1. Поясните юридический аспект безопасного поведения и применения самообороны.
2. Какие принципы безопасного поведения при административном правонарушении?
3. Какие принципы безопасного поведения при внезапном аресте?
Тема 6. Безопасность в населенном пункте
Правила поведения в толпе, с найденными или полученными предметами. Действия при пропаже взрослого или ребенка. Меры предосторожности при нападении или грабеже.
Литература: [4, с.230-238, 247-248], [9, с.122-124, 245, 248], [13, с.18-22]
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные действия необходимо совершить при нахождении в толпе?
2. Какие меры необходимо предпринять при обнаружении или получении подозрительных вещей?
3. Опишите меры предпринимаемые при нападении и грабеже?
Тема 7. Терроризм и захват заложников
Понятие «терроризм», истоки, история развития, современные формы. Уголовный кодекс Российской Федерации Статья 205 Терроризм. Оценка степени риска, основные правила личной безопасности. Захват заложников, правила поведения при захвате.
Литература: [10, с.6-88], [4, с.256-260], [12].
Вопросы для самопроверки
1. Что подразумевают под понятием «терроризм»?
2. Какие виды и формы терроризма существуют?
3. Каковы основные правила личной безопасности?
4. Какими документами определена террористическая деятельность?
Тема 8. Психология поведения в экстремальных ситуациях
Основные принципы поведения в экстремальных ситуациях. Психологическая предрасположенность к криминальным ситуациям. Технические средства защиты.
Литература: [8, с.467-490], [4, с.262-280], [13, с.276-298].
Вопросы для самопроверки
1. Характеристика экстремальных ситуаций?
2. Как произвести оценку степени экстремальной ситуации?
3. Какие правила поведения в экстремальных ситуациях?