Тема: Русский литературный язык и его стили
Ход урока
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Откройте рабочие тетради и запишите число и тему урока.
Восьмое апреля.
Русский литературный язык и его стили
2. Как вы понимаете смысл высказывания Г.Гегеля, являющегося эпиграфом нашего урока?
- Красивая речь - это ежедневная работа над ней. Предлагаю над этим и поработать.
- Орфоэпическая разминка. Произнесите правильно слова. Скучно, деградация, пустячный, скворечник, очечник, астма, Ильинична, яичница, бутерброд, дерматин, пресса, шинель.
- Акцентологическая разминка. Прочитайте слова, правильно поставив ударение..
вы прАвы, аргумЕнт,вЫборы, вЫборов, пОнял, жалюзИ, киломЕтр,досУг, слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт,щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты.
А сейчас, ребята, прочтите стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль?
Нужно ясно понимать, Что задача не простая.
Мысль словами выражать. Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа, речь, статья или роман?
Заявление на соседа, что устроил балаган.
В языке во всём система. Ни к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилема, - нужно стили речи знать!
- Какова главная мысль стихотворения?
- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
- У каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким - либо текстом.
-Какие вы знаете стили речи?
Перейдите по ссылке на видеоурок по нашей теме:
https://www.youtube.com/watch?v=lMhkRTVIxVo
Определите стилевую принадлежность текста….
- Писать текст не нужно, ставите номер текста и рядом название стиля
1. Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой, лесотундровой и лесной. Тундра – пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность, на юге - кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.
2. Списать. Указать стиль.
Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости.
К. Паустовский
-Какова идея текста? (Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.)
-Назовите стилевые особенности этого текста. (Логичность, образность, эмоциональность, призывность.)
-Определите языковые средства, типичные для публицистики. (Риторический вопрос: «Всегда ли...»; побудительное предложение: «Любите родной язык...»; эмоционально-окрашенные слова, которые создают оценку: «язык могучий, волшебный, неслыханно богатый»; общественно-политическая лексика: «гражданская ценность».)
- Записать текст. Объяснить орфограммы, пунктограммы.
3. Пишем в тетради
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты.
-указываем стиль, пишем
- Автор рисует картину дождливого дня. Почти каждое словосочетание - образ!
- Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.
(Метафора, сравнение, эпитет).
-Как передана стремительность дождя, динамика движения? (При помощи глаголов совершенного вида).
-Какие ещё образы создают эту удивительную поэтическую зарисовку?
«продрогшая аллея» (эпитет - олицетворение)
«ресницы - мокрые листы» (скрытое сравнение, метафора)
«глаза домов» ( метафора).
4. Определяем стиль. (писать текст не нужно)
- Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
(Используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность)
5. Обратимся к стихотворению. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
Стиль логичный, объективный, в нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно в описании явленья.
Образности в стиле нет, тропы – не в участии.
В центре не один предмет, а общее понятие.
Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -.. (всавьте слово)
Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.
- в какой сфере употребляется данный стиль?
6. В каком стиле пишутся заявления? Прочитайте пример готового заявления.
Директору МБОУ «Сергачская СОШ №5»
Абызовой И.Б.
ученика 9 класса
Герасимова Александра
заявление.
Прошу освободить меня от занятий на период 10.03.2020 по 12.03.2020 в связи с отъездом на спортивные соревнования в город Нижний Новгород.
Выполнение школьной программы оставляю за собой.
09.03.2020 Герасимов / Герасимов А./
Домашнее задание. 1.Написать заявление на любой случай.
2. Выполнить тестовые задания
ОРФОГРАФИЯ
1. В каких словах пишется буква А?
1) к_нонада; 2) уд_ляться;
3) приг_реть; 4) слыш_щий.
2. В каких словах пишется буква И?
1) б_тон; 2) зап_рать;
3) стел_тся по земле; 4) опт_мист.
3. В каких словах пишется буква О?
1) _ранжерея; 2) ож_г руку;
3) тр_диция; 4) электр_фикация.
4. В каких словах пишется буква Е?
1) де_тельный; 2) инт_нсивный;
3) осме_нный; 4) р_гулярный.
5. В каких словах пишется буква З?
1) мир бе_ границ; 2) и_подлобья;
3) бе_вкусный, 4) _дача.
6. В каких словах пишется мягкий знак?
1) под_езд; 2) ударить наотмаш_;
3) береч_ся от простуды; 4) молодец пригож_.
7. В каких словах пишется двойная согласная?
1) гости_ая; 2) коло_альный;
3) а_омпанемент; 4) мирово_рение.
8. Какие слова пишутся через дефис?
1) (из)под стола; 2) (юго)восточный;
3) (пол)листа; 4) ушел(таки).
9. В каких словах пропущена буква?
1) буду_щее; 2) гиган_ский;
3) бисквитное пирож_ное; 4) ма_штабный.
Всё присылаете мне личным сообщением вконтакте