Литература. 9 класс. 06.04. 2020
Тема: Поэзия Серебряного века.
А.А. Блок. «Ветер принес издалёка…», «О, весна без конца и без краю…»
1. Прочитайте, познакомьтесь с понятием «Серебряный век».
Основные черты поэзии Серебряного века
1. Серебряный век – время высочайшего подъёма русского искусства, расцвета реалистической и модернистской литературы, а особенно русской поэзии. Серебряный век назван по аналогии с золотым веком русской поэзии, под которым подразумевали пушкинскую эпоху.
2. Хронологические рамки Серебряного века определяют обычно с конца 1890-х годов до 1917 или до 1921 года (год смерти А. Блока); иногда конец Серебряного века связывают с завершением творчества его последних представителей, например Анны Ахматовой.
3. Для Серебряного века характерно возникновение модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм), литературы авангарда, крестьянской поэзии. Модернизм – общее название для направлений в литературе, изобразительном искусстве и музыке конца XIX – начала XX, отличающихся поиском новых и обновлением старых выразительных средств. Модернизм в русской поэзии связан с западноевропейской культурой. Русские поэты Серебряного века переводили стихи поэтов самых разных эпох. Поэзия русских символистов ощутила на себе сильное влияние французского символизма: Ш.Бодлера, П. Верлена, С. Маларме и др.
4. Русские поэты Серебряного века: В.Я. Брюсов, К.Н.Бальмонт, И.Ф. Анненский, А.А. Блок, Андрей Белый, Н.С. Гумилёв, Игорь Северянин, Н.А. Клюев и др.
5. В период Серебряного века состоялись дебюты поэтов, продолжавших творить после 1917 года: В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, С.А.Есенина, Б.Л.Пастернака, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и др. Некоторые из них писали даже во второй половине XX века.
6. Поэзию Серебряного века отличали неоднозначность взглядов на мир, усложненность образов и особое внимание к форме стиха. Эти черты были обусловлены не только сложностью мира, но и исчерпанностью прежних путей развития поэзии, необходимостью обновления стиха и поэтического языка.
7. Серебряный век породил эксперименты, ломающие нормы языка и законы здравого смысла, установки этики и морали. Обновление содержания поэзии шло за счет обращения к новым темам, использования реминисценций из русской и мировой классики. Среди языковых приёмов было «соседство» слов из разных стилевых пластов, поэтические неологизмы, употребление экзотической лексики, усложненный синтаксис. Стиховые приёмы выразились в необычной графике стихов, например записи «лесенкой», использования дольников и верлибров (это размеры стиха, как ямб и хорей, например), составных рифм. и др.
8. Стремясь к расширению поэтических возможностей стиха, поэты пытались создавать тексты, близкие по своей выразительности живописи, музыке, архитектуре. Поэтическое новаторство в стихах Серебряного века способствовало усилению выразительности, углублению смысла произведения.
2. Прочитайте учебник, стр. 50-52. (до слов «Некоторое представление о ней…»). Составьте простой план данной части статьи (например, Детство и раннее творчество. Родители и окружение А.А. Блока в детстве… и т.д.)
3. Прочитайте стихотворение «Ветер принес издалёка…» (стр. 63). Ответьте на вопросы.
- Опишите своё впечатление от стихотворения. Встречали ли вы похожие картины в русской поэзии19 века?
- Задание 2 раздела «Развиваем дар слова», стр. 66: Объясните значение следующих слов и словосочетаний…:
бездонная лазурь, песни весёлой намек, плакали зимние бури, звучные песни.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Как перекликаются первые и последние строки?
4. Прочитайте фрагмент статьи учебника со слов «Сюжет стихотворения необычайно прост…» (стр. 52) до слов «…и новые смысловые оттенки» (стр. 53).
Составьте таблицу «Внешнее содержание и внутренние смыслы»:
Строфа | Внешнее содержание | Внутренние смыслы |
Первая строфа (то есть столбец) | ||
Вторая строфа | ||
Третья строфа | ||
Вывод |
5. Прочитайте статью учебника на стр. 54-57 (от строк «Первая книга Блока…» до слов «… должна быть обеспечена победа над «Страшным миром»).
Ответьте на вопросы:
- О каком цикле стихов идет речь в статье? Как называется раздел? Из скольких стихотворений он состоит? Назовите тему каждого стихотворения. Как связаны темы между собой?
6. Прочитайте стихотворение «О, весна без конца и без краю…» (стр. 63-64).
Ответьте на вопросы, выполните задания:
- Задание 2 раздела «Развиваем дар слова», стр. 66: Объясните значение следующих слов и словосочетаний…:
тайна смеха, звон щита, воспаленные взоры, заколдованный и др.
- Как вы понимаете строки стихотворения «О, весна без конца и без краю -- / Без конца и без краю мечта»?
- На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Обоснуйте свою позицию. Какие полярные области жизни принимает поэт? Выпишите из строф 1-4 все оппозиции и объясните смысл антитез (антитеза – см. «Средства выразительности»; стр.360,).
- В чём смысл кольцевой композиции стихотворения?
7. Практическая работа. Выявление в стихотворении значимых изобразительно-выразительных средств, определение их роли.
- Найдите примеры звукописи (аллитерация и ассонанс) и определите её смысловую роль. (см. «Краткий словарь литературоведческих терминов», материалы в папке для подготовки к ГИА).
- Выберите из всех определений эпитеты и объясните их смысловую роль (см. «Краткий словарь литературоведческих терминов», материалы в папке для подготовки к ГИА).
- Какой смысл имеют в стихотворении восклицания? Объясните смысл авторских многоточий и тире.
- Найдите в стихотворении анафоры и прокомментируйте их смысл (см. «Краткий словарь литературоведческих терминов», материалы в папке для подготовки к ГИА).
Итоговые вопросы:
- Почему символические стихи А.А. Блока нельзя воспринимать буквально?
В чем вечный смысл стихотворения «О, весна без конца и без краю…»?
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение (любое из двух), сделать его анализ.
Сфотографировать тетрадь с материалами урока и домашним заданием и прислать учителю в личное сообщение. Работа будет оценена.