Нормативность русского языка
Языковая норма – Правило употребления в речи элементов литературного языка в определенный период
Проблемы русского языка:
1) Нарушение языковых норм
2) Нерациональное использование иноязычной лексики
3) Криминализация разговорной речи (арготизмы)
4) Частое использование в речи инвективов.
Роль языка в жизни общества
1) Средство общения, коммуникации
2) Обучение
3) Воспитание
4) Преемственность прошлых поколений
5) Культура, не только речевая, но в целом
6) Передача информации
7) Неоднородный социологический состав языка
8) Отражение определенной исторической эпохи.
Основная функция языка – общение.
Общение – процесс передачи информации между двумя и более людьми.
Норма, как ключевое понятие культуры речи
Языковая норма – это правило употребления в речи литературного языка в определённый период.
Функции:
1) Охранная – общедоступность.
2) Коммуникативная – обеспечение речевого общения.
3) Защитная – защита речи от вне литературных элементов и речевых ошибок.
Уровневый характер языковых норм:
1) Орфоэпические, фонетические
2) Словообразовательная
3) Лексические
4) Грамматические
5) Морфологические
6) Синтаксические
7) Орфографические
Кодификация языка – научное описание и фиксация норм литературного языка в словарях и справочниках.
СВЯЗЬ ВИДОВ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ
Виды норм | Чем определяются | Создаваемое качество речи | ||
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ | Языковой системой и узусом | Правильность | ||
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ | Языковой системой и узусом | Правильность | ||
ЛЕКСИЧЕСКИЕ | • Выражаемым содержанием • Кодифицированными в словаре свойствами слова • Коммуникативной ситуацией | Правильность Точность Уместность Выразительность | ||
ГРАММАТИЧЕСКИЕ | Соответствием грамматическим моделям и образцам | Правильность | ||
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ | Кодифицированным сводом правил | Правильность | ||
ПУНКТУАЦИОННЫЕ | • Кодифицированным сводом правил • Выражаемым содержанием | Правильность Логичность Выразительность | ||
НОРМА КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫРЕЧИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НОРМАТИВНОГО АСПЕКТА КУЛЬТУРЫРЕЧИ
Понятия | Содержание | Свойства |
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК | Высшая форма национального языка, Сложившаяся, в процессе речевого общения | > нормированность > кодифицированность > стилевая дифференцировнность |
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА | Правило употребления в речи элементов литературного языка в определённый период | > относительная устойчивость/изменчивость общеупотребительность > общеобязательность > соответствие возможностям языковой системы > императивность/вариативность |
КОДИФИКАЦИЯ ЯЗЫКА | Научное описание и фиксация норм литературного языка в грамматиках, словарях, справочниках | > регламентация нормы (предписывающий характер) > закрепление (фиксация) нормы |
РЕЧЕВАЯ ОШИБКА | Немотивированное нарушение языковой нормы в речи | > неосознанный характер > ненормированность |
ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ
Функция | Сущность |
ОХРАННАЯ | Обеспечение целостности и общепонятности литературного языка |
КОММУНИКАТИВНАЯ | Оптимизация речевого общения; установление единого речевого пространства для носителей языка как социума |
ЗАЩИТНАЯ | Защита речи от проникновения внелитературных элементов (диалектизмов, жаргонизмов и др.) и от речевых ошибок |
СВОЙСТВА ЯЗЫКОВЫХ НОРМ
Свойства | Сущность |
СООТВЕТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ | Охват всех сторон языка как структуры и системы. Уровневый характер норм и их непосредственная соотнесённость с собственно языковыми единицами |
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ/ ИЗМЕНЧИВОСТЬ | Единство двух противоположных процессов: консервации (стабильности) и экспансии (нестабильности) норм |
ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ | Признание языковой нормы в качестве эталона и обязанность руководствоваться ей в речевой деятельности |
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОСТЬ | Применение большинством носителей языка |
ИМПЕРАТИВНОСТЬ | Существование в определённый период или одного способа речевого выражения (оформления?) определённого содержания, или нескольких допустимых способов |
УРОВНЕВЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКОВЫХ НОРМ ВИДЫЯЗЫКОВЫХ НОРМ
Виды норм | Содержание | ||
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ | Правила произношения и ударения | ||
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ | Правила образования слов | ||
ЛЕКСИЧЕСКИЕ | Правильность применения слов в соответствии с их лексическим значением и семантикой | ||
ГРАММАТИЧЕСКИЕ | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ | Правила использования частей речи в соответствии с моделью их словоизменения | |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ | Правила построения словосочетаний и предложений разных типов | ||
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ | Правила передачи на письме слов и их значимых частей | ||
ПУНКТУАЦИОННЫЕ | Правила использования на письме знаков препинания. |