Каталог-резоне
Прообраз современных полных перечней произведений был создан, вероятно, в 1550 году, когда известный деятель, художник, писатель и, собственно, первый искусствовед в истории Джорджо Вазари опубликовал книгу, в которой описал и указал местонахождение шедевров художников вроде Микеланджело и Боттичелли. С тех пор восприятие и понимание значения искусства множество раз трансформировалось и менялось, но и сегодня многие организации и фонды, занимающиеся исследованием, сохранением и популяризацией творческого наследия различных художников, создают специальные каталоги-резоне (c французского raisonné - мыслить, рассуждать), в который они в хронологическом порядке включают все известные произведения мастера, таким образом исчерпывающе освещая его творческий путь. Каталоги содержат наиболее полную информацию о каждой работе, среди которой могут быть такие данные:
· Ее название
· Размер
· Дата создания
· Место создания
· Текущее местоположение/владелец на момент включения в резоне
· Провенанс (история владения)
· Выставки, на которых произведение экспонировалось
· Его состояние
· Литература, в которой о нем идет речь
· Публикации, посвященные художнику
· Критические оценки и замечания
· Полное описание картины/скульптуры
· Подписи, надписи и монограммы художника, присутствующие на ней
· Номер, под которым работа содержится в каталоге
· Ее репродукции
· Права на воспроизведение изображений работы и ее представление на выставках
Скриншот страницы с работой Сальвадора Дали из онлайн каталога-резоне
Как составляются подобные перечни.
Над каталогами работает множество экспертов, но в целом есть четыре основных этапа процесса: если речь идет о картине, то начинается все с профессиональной оценки живописного стиля полотна — изучается композиция, манера мазка, цвет, характер красочной поверхности и подпись. Это нужно для того, чтобы определить, действительно ли работа принадлежит кисти определенного мастера.
Далее тщательно изучается провенанс произведения, после чего искусствоведы рассматривают исторический контекст его создания.
К работе привлекают экспертов — ученых, известных искусствоведов, специализирующихся на определенном стиле, жанре, периоде в истории искусства, или же изучающих наследие конкретных художников (так, в случае с предполагаемой работой Казимира Малевича советуются с Александрой Шатских).
В случае необходимости им на помощь приходят исследователи, эксперты, работающие в технически оснащенных лабораторях (таковые могут быть в ведении музеев, а также являться отдельными предприятиями). Специалисты (включая судмедэкспертов) при помощи сложной техники (начиная с электронного микроскопа) предоставляет данные, необходимые для принятия окончательного решения по поводу того или иного творения.
Источник: artworkarchive.com
«В том случае, если эксперты признают произведение принадлежащим руке мастера, первым делом нужно выяснить, какой у него провенанс: где работа была создана, кто был ее владельцем, где она была приобретена, есть ли какие-то документы, связанные с ней. Нам необходимо собрать всю историю воедино, потому что она очень ценна. Второе — оригинал объекта должен быть изучен самим фондом (организацией по наследию художника — прим. ред.). Таким образом, процесс включения картины или скульптуры в каталог похож на сюжет детектива, и, чтобы получить полное представление о ее значении, нужно собрать все детали воедино, как паззл», — говорит эксклюзивный представитель фонда Александра Архипенко Мэттью Стивенсон.