1. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора - разовый заказ на перевозку.
2. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно-транспортную накладную (4 экземпляра - первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у грузоотправителя, второй экземпляр передается грузополучателю, третий экземпляр - сдаются автотранспортной организации) и аварийную карточку системы информации об опасности, заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ. Для «особо опасных грузов» дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией-изготовителем.
3. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно-разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил.
4. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.
5. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утверждённой в установленном порядке инструкции по технике безопасности.
6. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом определенных требований.
7. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).
Важным звеном организации перевозок опасных грузов является применение транспортных элементов системы информации об опасности (СИО). Основным назначением элементов системы информации об опасности является предупреждение водителей других транспортных средств о необходимости повышенного внимания при разъезде с автомобилями, перевозящими опасные грузы, и работников органов ГИБДД, осуществляющих контроль за техническим состоянием транспортных средств и соблюдением маршрутов перевозки. Система информации об опасности состоит, из:
· информационных таблиц для транспортных' средств;
· аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации последствий инцидента;
· информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер (КЭМ);
· специальной окраски и надписей на транспортных средствах.
Информационные таблицы СИО изготавливают предприятия, производящие опасные вещества, и представляют автотранспортной организации для установки спереди и сзади транспортного средства Информационная таблица СИО представляет собой прямоугольник размером 300x690 мм, разделенный на 3 группы. В левую графу заносится знак опасности по ГОСТ 19433-88, правая верхняя графа несет информацию о коде экстренных мер, а правая нижняя — о номере вещества по списку ООН. Фон левой графы белый, двух других — оранжевый. Рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом, рис. 30.
Аварийная карточка СИО заполняется грузоотправителями или грузополучателями на основании условий безопасной перевозки, прилагается к путевому листу и, находясь у водителя или сопровождающего лица, обеспечивает принятие правильных экстренных мер при возникновении аварийной ситуации, а также возможность расследования причин аварии.
Код экстренных мер (КЭМ) состоит из цифр и букв. Цифрами обозначаются меры при пожаре и утечке, а также информация остепени опасности попадания вещества в сточные воды и водоемы.
Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи.
Предполагается в последующем при принятии полного регламента ДОПОГа (Европейское соглашение с международной дорожной перевозкой опасных грузов) система идентификации транспортных средств, перевозящих опасные грузы, значительно упростится: вместо КЭМ будет указываться только класс опасных грузов, а ромбовидный знак опасного груза не будет наноситься на транспортное средство.