СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование разделов | Стр. |
ВВЕДЕНИЕ | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
Пояснительная записка | ||
Цель и задачи программы | ||
Принципы в соответствии с ФГОС дошкольного образования | ||
Возрастные характеристики контингента детей раннего и дошкольного возраста | ||
Планируемые результаты освоения программного материала | ||
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально – коммуникативное развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое развитие» | ||
Система работы взаимодействия с семьями воспитанников | ||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | ||
Комплексно – тематическое планирование | ||
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
Материально-техническое обеспечение программы | ||
Предметно-развивающая среда групповой комнаты | ||
Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания. | ||
Взаимодействие группы с другими учреждениями города | ||
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении | ||
Режим дня с учетом расписания занятий | ||
IV. | ПРИЛОЖЕНИЯ | |
Планирование образовательной деятельности согласно тематике образовательного комплекса |
ВВЕДЕНИЕ
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
Это находит своё отражение в законодательных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в дошкольной образовательной организации, выделяет несколько направлений, среди которых особое место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа, реализуемая в группе, подчинена единой концепции развития двуязычья, проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах интеграции.
РАЗДЕЛ I
ЦЕЛЕВОЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана а соответствии образовательной программой дошкольною учреждения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольною учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы.
Направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание психолого – педагогической работы распределено по пяти направлениям:
Образовательные Области:
«Физическое развитие».
«Речевое развитие».
«Социально – коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие».
«Художественно – эстетическое развитие».
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
в соответствии с ФГОС дошкольного образования
(п.2.1 и 1.6 ФГОС дошкольного образования)
Цель: Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Задачи: 1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2.Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6.Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ЗАДАЧИ МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Чишмэ» ЗМР РТ по приоритетному направлению «За сохранение национальных традиций
(Устав МБДОУ № 31)
Развитие представлений об истории народов Татарстана;
Формирование у детей представлений о многообразии культур в Республике Татарстан;
Приобщение детей к культурному богатству татарского народа через традиции, обычаи, игры, декоративно - прикладное искусство;
Воспитание в детях патриотизма, нравственности, толерантности.
В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Этнокультурная региональная составляющая (далее ЭРС) составлена с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности учреждения:
· Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан.
· Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
· Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
· Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
· Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
В ДОУ реализуется Региональная образовательная программа дошкольного образования.[1]
ЭРС. Задачи:
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольнго детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
- Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение преемственности целей и задач, содержания дошкольного и начального общего образования в области краеведения.
- Создание благоприятных условий для освоения татарского языка и сохранения государственных языков Республики Татарстан, развитие межэтнической культуры, коммуникативных способностей каждого воспитанника как субъекта взаимоотношений с представителями других национальностей.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и культурных ценностей татарского и русского народов.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, с учетом этнокультурных особенностей региона.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах семейного воспитания, в оценке качества образовательных процессов Организации.
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты (далее УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий, которые используются в ДОУ.
Основная цель УМК “Татарча сөйләшәбез” - формирование правильной устной татарской речи русскоязычных детей дошкольного возраста. УМК “Татарча сөйләшәбез” разработан для: средней группы, старшей группы, подготовительной к школе группе.
Проект УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку состоит из трех частей: «Минем өем» (для средней группы), «Уйный-уйный үсәбез» (для старшей группы), «Без инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар» (подготовительной к школе группы).
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
ПРИНЦИПЫ