Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности [5, с.516]:
· полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
· принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
· непосредственность, простота, естественность;
· профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
· автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
· способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
· постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
· различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
· спонтанность, естественность поведения;
· юмор;
· саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
· готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.
Конгруэнтность – это соответствие переживания, сознание опыта его настоящему содержанию.
Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни внутренней гармонии и самоактуализации.
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей [7]. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:
· пассивная позиция по отношению к действительности;
· вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.
Приведенные выше характеристики можут привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди – избранные, приближающиеся к совершенству в искусстве жить. А. Маслоу опровергал подобные выводы [5, с.520]. Человек несовершенен по своей природе, и самоактеализирующиеся люди также подвержены неконстрективным, бесполезным привычкам, могут быть упрямы, эгоистичны, чрезмерно горды и т.д. Но они все же напоминают нам, что потенциал психического роста человека очень высок.
Заключение
А. Маслоу разработал основные понятия гуманистической школы, ставшей третьим наиболее влиятельным направлением в психологии.
Теория самоактуализации личности А. Маслоу, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного должны направлять деятельность человека и служить основой его творчества.
Иерархия потребностей по А. Маслоу состоит из следующих ступеней: физиологические потребности, потребность в надежности, социальные потребности, потребность в уважении, осознании собственного достоинства, потребность в самоактуализации. К последней так же относятся потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в осмыслении своего назначения в мире. Конкретное воплощение, которое принимают потребность в самоактуализации, разумеется, отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. В последствии А.Маслоу объединил все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефицитарный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей
Самоактуализирующейся личности присущи некоторые особенности:
полное принятие реальности и комфортное отношение к ней, принятие других и себя, профессиональная увлеченность любимым делом, автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений, способность к пониманию других людей, внимание и доброжелательность к людям, постоянная новизна и свежесть оценок, открытость опыту, различение цели и средств, спонтанность, естественность поведения, юмор, саморазвитие, проявление способностей и потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе и любви, готовность к решению новых проблем, к повышению конгруэнтности.
Однако у самоактуализирующейся личности также могут быть недостатки, т.к. человеческая природа несовершенна. Но все же психическое развитие самоактуализирующихся людей намного выше и может служить образцом психического здоровья.
Таким образом, теория потребностей и самоактуализирующейся личности А. Маслоу является основным направлением гуманистической школы, давшей новый виток в развитии психологии.
Литература
1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: ACADEMA, 2004.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. С-Пб.: Питер, 2009.
3. Психология и педагогика. Под ред. Абульхановой К. А., Васиной Н. В., Лаптева Л. Г., Сластенина В. А. – М., 1998.
4. Тойч Ч., Тойч Д. М. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. – М., 1994.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Питер, 2009.
6. Ярошевская М. Г. Психология 20 столетия. – М., 1974.
7. Litrabank - электронная библиотека.