Задания на практику
Для студентов 2 курса, отделения заочного обучения
По МДК 03.04. Теория и методика математического развития
Специальность Дошкольное образование
Составитель: Кучина Ю.Е.,
Преподаватель теории и методики математического развития
Задания на учебную практику (18 часов):
1. Анализ содержания раздела образовательной программы по формированию элементарных математических представлений.
2. Знакомство с планом работы воспитателя. Анализ решения задач по математическому развитию дошкольников.
3. Наблюдение и анализ проведения занятия по математике воспитателем в любой группе детского сада. Определение специфики поставленных задач, методов, приемов и средств, используемых на данном занятии.
4. Изучение оформления и содержания уголка занимательной математики в группе.
5. Подбор диагностических методик или составление заданий для детей по исследованию уровня математического развития.
Задания на производственную практику (18 часов):
1. Составление и оформление конспекта занятия по математике, подготовка к его проведению.
2. Самостоятельное проведение занятия по математике. Его самоанализ.
3. Планирование деятельности с детьми по математическому развитию вне занятий. Организация и проведение работы с детьми.
4. Проведение диагностических методик или заданий с детьми для исследования уровня математического развития.
Выполнение всех заданий необходимо оформить в виде отчета по практике в печатном виде на листах формата А4, в папке (скоросшивателе) с титульным листом.
Работа сдается на заочное отделение для проверки преподавателю в указанные сроки.
Методические рекомендации для студентов
По выполнению заданий на практике
Учебная практика
Анализ содержания раздела образовательной программы по формированию элементарных математических представлений.
Цель: совершенствование аналитических умений и навыков при изучении и анализе раздела образовательной программы для детей дошкольного возраста.
Алгоритм выполнения задания:
1. Укажите, по какой программе идет обучение детей в вашем детском саду.
2. Изучите содержание раздела по формированию элементарных математических представлений во всех возрастных группах.
3. Проанализируйте задачи, поставленные в каждой возрастной группе.
4. Сделайте вывод об их объеме и характере усложнения.
5. Оформите результаты анализа в документации.
2. Знакомство с планом работы воспитателя. Анализ решения задач по математическому развитию дошкольников.
Цель: совершенствование аналитических умений и навыков при изучении и анализе плана работы воспитателя с детьми по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Алгоритм выполнения задания:
1. Изучите план работы воспитателя конкретной группы на один день.
2. Посмотрите наличие деятельности, направленной на решение задач математического развития детей данной группы.
3. Укажите, в каких видах деятельности и какие задачи математического развития решаются воспитателем в течение дня, в каких формах осуществляется работа с детьми.
4. В отчет по практике внести образец плана на один день, прописать его анализ.
Наблюдение и анализ проведения занятия по математике воспитателем в любой группе детского сада. Определение специфики поставленных задач, методов, приемов и средств, используемых на данном занятии.
Цель: совершенствование аналитических умений и навыков при наблюдении и анализе математического занятия с детьми дошкольного возраста.
Алгоритм выполнения задания:
Пронаблюдайте занятие с детьми конкретной группы. В отчете по практике пропишите конспект наблюдаемого вами занятия. Выполните анализ его наблюдения по предложенному плану:
1. Какова готовность воспитателя к занятию, по каким показателям это можно определить?
2. Выделите программные задачи, решаемые на занятии, соответствуют ли они программе, по которой работает воспитатель и возрасту детей.
3. Определите условия, созданные воспитателем для активного восприятия детьми учебного материала, его осознания и воспроизведения.
4. Структурные элементы занятия, соблюдение требований к чередованию математической деятельности.
5. Приемы обучения детей, выделите наиболее эффективные, обоснуйте свои выводы.
6. Какие задания и упражнения способствовали развитию познавательных процессов.
7. Назовите приемы работы, способствующие формированию навыков учебной деятельности.
8. Определите характер взаимоотношений воспитателя и детей на занятии, обоснуйте.
9. Длительность занятия, зависимость ее от возраста детей и содержания учебного материала.
10. Достигнуты ли бы задачи, поставленные перед занятием. Благодаря чему это получилось?
Изучение оформления и содержания уголка занимательной математики в группе.
Цель: совершенствование аналитических умений и навыков при изучении условий для самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста в группе.
Алгоритм выполнения задания:
При анализе необходимо обратить внимание на следующие моменты: расположение уголка, его организация и оформление, степень удобства и доступности для детей, наличие рабочего места, эстетичность, привлекательность и содержательность.
Изучите материал уголка, соотнеся его с примерным перечнем оборудования уголка занимательной математики:
- счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счетные палочки);
- комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна;
- занимательный и познавательный математический материал, логико – математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др);
- развивающие игры Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра» и др.;
- схемы и планы (кукольная комната, групповая комната, макеты, схемы маршрутов от детского сада до дома и др.);
- рабочие тетради и листы (в соответствии с образовательной программой);
- наборы геометрических фигур;
- модели для определения временных отношений: части суток, дни недели, месяцы, календарь, времена года;
- приборы: счеты, ростомеры для детей и кукол, часы, мерные кружки, весы, линейки;
- таблицы, схемы, чертежи, алгоритмы (правила) для самостоятельной деятельности детей;
- дидактические игры.
Укажите, что есть в вашей группе.
Каким образом осуществляется работа с детьми в уголке?
Результаты оформите в отчете.