Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.
Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).
Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.
Беседа– это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенностинравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».
Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло. В интервью же «навязывается» темп и план разговора, опрашивающий более жестко держится в рамках обсуждаемых вопросов. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – опрашивающий сохраняет нейтральную позицию, лишь фиксирует ответы, высказывания и опрашиваемому часто трудно бывает понять отношение со стороны опрашивающего к его ответам (принимает ли он их, верит ли, разделяет ли такие же взгляды). Значительная часть допроса в процессе проводимого следствия проходит в форме интервью.
С помощью интервью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных работников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях снижения ее уровня.
Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формированиях внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т.д.
Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть и психологи и юристы. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
В области юридической психологии анкетный метод применялся при исследовании зарождения преступного умысла, профессиограмм, профессиональной пригодности, профессиональной деформации следователей и других специалистов правоохранительной системы.
Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).
При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;
– сложные и многозначные слова должны исключаться;
– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
– включать вопросы, проверяющие степень искренности.
52) Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.
Требования к вопросам анкеты
1.Формулировка вопроса не должна содержать трудных для восприятия слов (в том числе иностранных). Если можно предположить, что смысл какого-то слова, содержащегося в вопросе, респонденту неизвестен, то его нужно заменить, найти другое слово, сформулировать вопрос иначе, или исключить.
2.Вопрос не должен содержать заключенных в самом себе противоречий. Иначе однозначного ответа не получить. «Считаете ли Вы, что новый закон может улучшить, а может и ухудшить положение …?» – не годится.
3.Вопрос должен быть свободен от подсказок, намеков, выдающих пристрастие спрашивающего – составителя. «Вы считаете, что концепция модернизации образования в очередной раз не принесет никаких существенных улучшений?» – не годится.
4.Недопустимо такое расположение вопросов, когда ответы на предыдущие вопросы могут повлиять на ответы последующих. Например, а) Вы считаете, что преступность в нашем городе за последние три года: возросла, снизилась, осталась на прежнем уровне; б) Вы считаете, что рост преступности связан с приходом к власти демократов: да, нет, затрудняюсь ответить.
5.Нельзя задавать вопросы, которые затрагивают престиж респондента. «Вы считаете, что можете занимать эту должность?».
6.Вопрос должен быть вежливым по отношению к респонденту. В противном случае он может воспринять его как оскорбление и отказаться отвечать. «Как часто Вы позволяете себе опаздывать на работу?».
7.Не следует задавать вопросов о сугубо личном.
8.Не следует задавать вопросов, касающихся экономической безопасности респондента.
9.Не следует задавать вопросов, способных повлиять на карьеру, семейные отношения и др.
10. Вопросы не должны быть сформулированы абстрактно. Респонденту может не хватить фантазии или воображения, чтобы ответить на вопрос. «Как по-Вашему будет развиваться наша страна после ухода В.В. Путина с поста президента?».
11. Вопросы не должны основываться на эрудиции респондента или его внимании к каким-то фактам, явлениям. «Считаете ли Вы, что фундаментальной науке пришел конец в России?».
12. Содержание вопросов не должно содержать слишком высоких требований к эрудиции, наблюдательности респондентов. «Как Вы оцениваете активность молодежи в общественной жизни в 1999 году?».
13. Не следует делать формулировку вопроса слишком многословной. Респондент может ее не понять или не дочитать до конца. 11 слов – это допустимо.
14. Формулировка вопроса должна полностью исключать желание респондента угадать, что хочет анкетер, угодить ему, выбрать нужный ему ответ.