Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Методы полевых экологических исследований» – подготовка бакалавров по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование» способных методически грамотно планировать и проводить полевые экологические исследования.
Основные задачи дисциплины «Методы полевых экологических исследований» связаны с освоением студентами:
– знаний об основных методах определения обилия живых организмов различных систематических и экологических групп и интегральных методах изучения состояния биотических сообществ;
– знаний об особенностях различных сред обитания живых организмов;
– навыков выбора различных подходов к исследованию, а так же планирования и организации полевых экологических исследований;
– навыков анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации;
– навыков работы с орудиями лова живых организмов, инструментами, приборами, а так же другими техническими средствами для проведения полевых экологических исследований.
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Методы полевых экологических исследований» для направления подготовки 05.03.06 – Экология и природопользование относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин.
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Биология», «География», «Геология», «Биоразнообразие», «Основы почвоведения», «Почвоведение и экология почв», «Органическая и биологическая химия», «Гидрохимия», «Ландшафтоведение», «Прикладные программные системы в экологии», «Биоиндикация и биотестирование», «Методы обработки и анализ геоэкологической информации».
Дисциплина «Методы полевых экологических исследований» является базовой для освоения дисциплин: «Экологический мониторинг», «Инженерно-экологические изыскания», «Моделирование экосистем», «Банки и базы данных в геоэкологии», «Геоинформационные системы в экологии и природопользовании», «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности», а так же для практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции | Компетенция |
ОПК-2 (частично) | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ПК-21 | владением методами геохимических и геофизических исследований, общего и геоэкологического картографирования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации |
В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «Методы полевых экологических исследований» обучающийся должен:
Знать:
– теоретические основы методов определения обилия живых организмов и интегральные методами изучения состояния биотических сообществ;
– особенности эмпирических методов познания в экологии и природопользовании;
Уметь:
– ставить адекватные цели и задачи и выбирать соответствующие им методы исследования экологических систем различного уровня;
– обрабатывать, анализировать и обобщать исходные данные полевых экологических исследований;
– использовать разнообразные источники информации (литературные, архивные, материалы наблюдений и экспериментов в природе, а также электронные базы данных и пр.) для составления обоснованных, логично выстроенных и аргументированных отчетов о результатах проводимых исследований;
– обнаруживать связи между знаниями, полученными при изучении разных тем курса «Методы полевых экологических исследований», а также между экологическими знаниями и знаниями смежных наук, и сводить их в единую картину функционирования биоценозов в естественных условиях и при антропогенной нагрузке;
Владеть:
– терминологией и понятийным аппаратом в области методологии экологических исследований;
– базовыми навыками проведения и организации полевых экологических исследований;
Должен иметь представление о разнообразии современных методов полевых экологических исследований, об особенностях использования автоматических комплексов и самописцев (логгеров) температуры и других важнейших параметров для функционирования водных и наземных экосистем.
Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «Методы полевых экологических исследований» сведены в таблице.
Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
Этап (уровень) освоения компетенции | Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня) | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
минимальный | не владеет | слабо ориентируется в терминологии и содержании | способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой | владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой | способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала |
не умеет | не выделяет основные идеи | способен показать основную идею в развитии | способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами | может соотнести основные идеи с современными проблемами | |
не знает | допускает грубые ошибки | знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике | понимает специфику основных рабочих категорий | способен выделить характерный авторский подход | |
базовый | не владеет | плохо ориентируется в терминологии и содержании | владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал | свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций | способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит проблем | выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее | способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой | аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике | |
не знает | допускает много ошибок | может изложить основные рабочие категории | знает основные отличия концепций в заданной проблемной области | способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области | |
продвинутый | не владеет | ориентируется в терминологии и содержании | в общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой | видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению | способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит их в развитии | может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания | выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа | свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области | |
не знает | допускает ошибки при выделении рабочей области анализа | способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа | знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить | может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.