Занятие 1.
Программа 1. Установка зрительного контакта.
В ответ на имя – сядьте на стул напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся съедобный или другой осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора.
Инструкция (1-4) Имя ребенка (5) «Посмотри на меня» | Реакция (1-5) Устанавливает зрительный контакт | дата введения | дата усвоения |
1. Одна секунда | |||
2. Пять секунд | |||
3. Во время игры | |||
4. На расстоянии | |||
5. В ответ на просьбу «Посмотри на меня» |
Программа 2. Имитирует основные движения
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Постучи по столу | |||
2. Похлопай в ладоши | |||
3. Помаши (рукой) | |||
4. Подними руки вверх | |||
5. Потопай ногами |
Некоторые дети могут научиться предметно-опосредованной имитации быстрее (звонок колокольчика, кубики в ведерко), чем основным движениям. Введя 5 основных движений, попробуйте новые, навыки могут обобщиться!
Программа 3. Имитирует действия с предметами
Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям.
Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Положи кубик в ведро. | |||
2. Позвони в колокольчик | |||
3. Толкай машинку | |||
4. Помаши флажком |
Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения
(Вводится аналогично предыдущей)
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Сомкнуть кисти рук | |||
2. Разжать и сжать кулаки | |||
3. Постучать указательным пальцем | |||
4. Постучать большими пальцами | |||
5. Подвигать указательными пальцами |
Помните, что многие дети до 3-х лет испытывают трудности в имитации мелких движений.
Программа 5. Имитация произносительных движений
Попросите ребенка: «Делай это» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Открыть рот | |||
2. Высунуть язык | |||
3. Сложить губы вместе | |||
4. Постучать зубами | |||
5. Подуть |
Если вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.
Программа 6. Выполнение единичных команд
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Сядь | |||
2. Встань | |||
3. Подойди сюда | |||
4. Опусти руки | |||
5. Помаши «До свидания» | |||
6. Обними меня |
Выбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.
Программа 7. Части тела
1. Различает части тела.
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.
2. Называет части тела.
Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.
Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)
Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это?» | Реакция: (1) Правильно касается части тела (2) Правильно называет части тела | дата введения | дата усвоения |
1. Голова | |||
2. Стопы | |||
3. Живот | |||
4. Нос | |||
5. Рот |
Программа 8. Предметы
1. Узнает
Расположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет.
2. Называет
Спросите: «Что это?»
Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу.
До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше).
Инструкция: (1) «Дай мне …» (2) «Что это?» | Реакция: (1)Правильно дает предмет (2)Правильно называет предмет | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Программа 9. Картинки
1. Узнает
Положив картинку(и) перед ребенком, скажите: «Покажи на …»
2. Называет
Спросите: «Что это?»
Заранее научите ребенка выбирать одинаковые картинки, выполнять 15 единичных команд и называть предметы (см. предыдущие программы).
Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) «Что это?» | Реакция: (1) Правильно показывает картинку (2) Правильно называет картинку | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Программа 10. Узнавание знакомых людей
1. Узнает по фотографиям
Покажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.
2. Узнает в лицо
Когда в комнате находится знакомый человек, скажите ребенку: «Подойди к …» Сначала слегка подтолкните ребенка, но добивайтесь выполнения команд без вашей помощи.
Прежде чем учить ребенка различать людей по фотографиям, научите его различать картинки с предметами. Начинайте с одного фото человека и 2-х фото или картинок с предметами. Постепенно добавляйте других людей.
Если ребенок затрудняется в узнавании знакомых людей, предъявляйте команду «Подойди к …», подняв нужную фотографию.
Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) Подойди к … | Реакция: (1) Правильно показывает фотографию (2) Правильно подходит к члену семьи | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |