Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Часто и сами учащиеся, и их родители глубоко переживают такое положение дел.
Одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.
Как трудно бывает родителю, учителю завладеть вниманием ребёнка, призвать его вникнуть в смысл обращённых к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!
Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слышать(а не просто слушать) и слушать(а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?
Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю.
Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.
Учащиеся объясняют свою неуспеваемость:
· неумением сосредоточиться, или своими индивидуальными особенностями;
· сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
Учителя часто считают, что:
· школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
· родители плохо помогают детям в учёбе;
Родители называют такие причины:
· недоступность программы, её сложность;
· высокие требования, предъявляемые учащимся педагогами;
· недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.
Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребёнку.
Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приёмы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.
Итак, нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учиться крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребёнку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребёнка приятен. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Родителям необходимо помнить:
1. Ребёнок остается ребёнком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:
· Уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
· Задачи ставить ясно и чётко;
· Обучить приёмам и способам учебной деятельности, научить ребёнка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
· Иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
· Повышать уверенность ребёнка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
· Способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребёнка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
· относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
· постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.