Развитие личности в раннем возрасте




Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет

Поведение ребенка раннего возраста импульсивно, желания его неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать, соблюдать правила и удерживать поставленную цель. B.C. Мухина приводит такой пример: детям двух-трёх лет дали после завтрака по конфетке и попросили, когда придет мама, дать ей попробовать, а пока не есть. Больше половины детей съели кон­фету, а остальные по многу раз ее доставали, разворачивали, обли­зывали и т.д.

Ребенок учится сдерживать возникающие желания под влияни­ем настойчивых указаний взрослого, под влиянием его наказаний или поощрений. Все желания ребенка обладают одинаковой силой: в раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов.

В данный возрастной период, согласно теории Э. Эриксона, фор­мируются волевые качества, закладывается самостоятельность, не­зависимость, поэтому ребенка нужно учить самому принимать ре­шения и нести ответственность за их выполнение. Это прежде все­го касается еды, туалета, одевания и пр. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или не надо; будет он рисовать или играть в кубики и т.д. Однако в раннем возрасте дети, как правило, чаще ошибаются, чем принимают правильные решения, и неспособны по­стоянно контролировать свои поступки, поэтому, когда у детей на­чинает развиваться стремление к самостоятельности, они остро нуж­даются в поддержке и огромном терпении со стороны взрослых, особенно в конфликтных ситуациях. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, но он должен быть поощряющим, излишняя строгость, наказания за ошибки, так же как и гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки и поведение, сомнения в собственных силах и способностях. Поло­жительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, а с другой — устанавливают согласованные, четкие, разумные ограни­чения, с любовью относясь к маленькому «изобретателю» и «экспе­риментатору» (К. Флэйк-Хобсон и др.).

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоци­онально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

У детей раннего возраста достаточно широкий диапазон стра­хов. Они могут бояться труб в туалете («вода их унесет с собой»), масок, куклу без руки, бородатого мужчину, пылесоса (который их может «схватить»), темноты, спать в одиночестве и т.д. Со време­нем большинство страхов сами исчезнут. Необходимо помнить, что чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев, равно как и чрез­мерная родительская опека, лишь усиливают страхи. Нужно посте­пенное приучение, терпеливое объяснение, а не упреки, назидания или наказания. Весьма эффективен в преодолении страха нагляд­ный пример «бесстрашия» взрослых. Иногда справиться со стра­хом или подготовиться к сложным ситуациям детям помогают чтение книг и игра в куклы с элементами драматизма, приключенческими сюжетами.

С восьми месяцев у детей развивается боязнь разлуки с родителями («тревожное предчувствие разлуки»), эта универсальная реакция, характерная для большинства детей: ее пик приходится на полтора-два года.

Близкие взрослые служат безопасной нишей: даже если мать неподалеку, ребенок периодически возвращается к ней, чтобы лиш­ний раз убедиться, что все в порядке, мама здесь, можно быть спо­койным. Однако кроме непосредственного эмоционального общения в раннем возрасте развивается и «деловое» общение — общение по поводу предмета. В ходе такого общения начинают развиваться мотивы сотрудничества.

Общение с другими детьми в раннем возрасте обычно только начинается и не является еще полноценным. Двух-трехлетние дети скорее играют «рядом», а не вместе, так называемая «параллельная игра»: ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей (М. Партец). В процессе игры могут возникать ссоры из-за игрушек, проявляться вспышки гнева и агрессивности. Ребенок раннего возраста рассматривает игрушки как свою соб­ственность, общаясь с другими детьми, из-за свойственного ему эго­центризма всегда исходит из собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопережи­вая ему.

.

В раннем детстве происходит зарождение самосознания. Образ "Я" формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности. Ребенок приобретает новые знания о самом себе в процессе контактов с окружающими людьми, сравнивая себя с другими, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других людей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками постепенно накапливаются знания о своих возможностях. Представления ребенка о себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Примерно с полутора-двух лет ребенок начинает уверенно узнавать себя на фотографиях, в зеркале и готов к более целенаправленной социализации. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. Ребенок смотрится в зеркало, пытается изменить или поправить свой внешний облик, что является началом перехода "пассивной" составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную ее фазу, создание образа "Я", соотнесение его со сформированными ранее представлениями, переход к активным действиям "самосовершенствования", затрагивающим пока только внешность.

Практический пример

Американские психологи Льюис и Брукс-Ганн в результате экспериментов с зеркалом выявили следующее. До полутора лет дети не узнают себя в отражении зеркала. После же полутора-двух лет дети могут установить разницу между своим изображением и отображениями в зеркале других людей. Это свидетельствует о начале установления взаимосвязей между определенными особенностями внешности с образом "Я".

Каким образом это выяснили? Экспериментатор подводил детей к зеркалу, затем незаметно оставлял на носу пятнышко красной краски. Смотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои испачканные носы. В возрасте около полутора-двух лет дети, увидев своё отражение, дотрагивались пальцами до носа, следовательно, они узнавали в отражении себя. К двухлетнему возрасту самосознание совершенствуется и подразумевает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий.

Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания, преж­де всего они устанавливают границы своих владений: «мой боти­нок, моя кукла, моя машинка», что свидетельствует о понимании себя как отдельного существа. Новый этап в развитии самосознания отмечается, когда ребенок начинает называть себя – сначала по имени, («Саша хочет гулять»), а затем в третьем лице. осознаёт себя отдельным чело­веком: он начинает говорить и действовать со своей позиции. Примерно к трем годам появляется местоимение "Я". У ребенка возникают определенные представления о себе: он знает к какому полу он относится, какими физическими особенностями об­ладает, что он делает хорошо, а что — плохо, что он может, а что нет. Кроме того, у ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой» (И.Ю. Кулагина). Возникновение сознания «я», «я хороший», «я сам» приводят к рас­паду прежней социальной ситуации, который проявляется в кризи­се трех лет.

 

К концу раннего детства у детей развивается первичная половая идентич­ность: они твердо знают, к какому полу принадлежат, безошибочно причисляют сверстников к тому или иному полу, основываясь на внешних характеристиках (волосы, одежда, физическая сила и др.). Психологически самосознание половой принадлежности начинает формироваться со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. Осознание своей принадлежности к определенному полу формируется у детей уже к полутора годам. Однако формируемая половая идентичность на первых порах мо­жет быть неустойчивой, например мальчик может верить словам мамы, которая говорит, что он превратится в девочку, если будет плакать, или девочка, зная свой пол, думает, что в будущем она смо­жет стать «дядей, потому что хочет быть пожарным» (B.C. Каган).

Таким образом, на протяжении периода раннего детства интенсивно развиваются различные стороны самосознания. Дети постепенно накапливают знания о себе как части социального мира, о своей половой принадлежности, о некоторых своих физических особенностях и возможностях. Формируется первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. К концу раннего возраста существенно возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности ("Я сам").

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: