Установление фактических обстоятельств




Раздел четвертый. Применение права

Глава XXXI

Применение права

(общая характеристика)

1. Понятие применения права. Аспекты проблемы. Под применением права понимается государственно-властная деятельность компе-

тентных органов, состоящая в специальных организационных действи-

ях по обеспечению реализации юридических норм.

Решающее значение при рассмотрении применения права имеет его социально-политический аспект. Он, как и другиесоциально-по-литические правовые проблемы, уже был охарактеризован в первом разделе курса (гл. IX). Напомню основные моменты этой социальнополитической характеристики.

Применение права представляет собой существенный элемент механизма правового регулирования, обусловленный самой природой права, его государственно-властнымичертами.

Ключ к пониманию функций и значения применения права кроется в его государственно-властномсодержании. Компетентный орган на основании своихгосударственно-властныхполномочий включается (вклинивается) в процесс реализации права для того, чтобы обеспечить реализацию, довести ее до конца, активно продолжить конкретизированное, поднормативное регулирование общественных отношений1. Акт применения конкретизированно дополняет властность юридических норм, по отношению к данному случаю подкрепляет ихгосударственно-принудительноедействие2. В соответствии с этим применение права выполняет: 1) правообеспечительную, 2) индивидуаль-

1В.М. Горшенев и И.Я. Дюрягин отмечают, что правоприменительная деятельность «призвана главным образом продолжить общее нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью нормы права» (Горшенев В.М., Дюрягин И.Я. Правоприменительная деятельность // Советское государство и право. 1969. № 5. С. 26).

2«...Правоприменение как процесс и акты применения норм права не являются реализацией права: это юридическое средство (способ), при помощи которого государственный аппарат организует реализацию права» (Григорьев Ф.А. Акты применения норм советского права как разновидность юридических актов социалистического государства // Вопросы теории государства и права. Вып. 2. Саратов, 1971. С. 150).

Раздел четвертый. Применение права

но-регулятивнуюфункции (включая и выполнение в некоторых случаях правовосполнительной задачи, например, путем аналогии права). По справедливому мнению М.Ф. Орзих, «правовое воздействие при применении права обеспечивает передачусоциально-юридиче-ской программы, содержащейся в праве и рассчитанной на творческое восприятие и переработку в сознании»1.

На основании социально-политическойхарактеристики раскрывается и другая сторона применения права – его специально-юридиче- ский, организационно-технический аспект. Рассмотрение этого аспекта применения права и образует содержание настоящего раздела.

Применение права представляет собой специальную деятельность, имеющую творческое, организующее содержание. По своей сути применение права состоит в определенной организационной деятельности,

вразработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на обеспечение претворения предписаний правовых норм

вжизнь. Каждый акт применения права носит творческий характер. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые меры по практической реализации норм права.

Всоответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных законом установленных формах. На основании требований социалистической законности применение права облекается в строгиепроцедурно-процессуальныеформы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений.

Значение специально-юридического,организационно-техническо-го аспекта применения права обусловлено тем, что здесь применение права связывается с практической работой юристов, их профессиональной деятельностью, которая характеризуется специфическими формами, приемами и т.д. Обобщение этих форм деятельности, их совершенствование составляют одну из важнейших задач юридической науки при изучении применения права.

Положение о применении права как активной, творчески-организующейдеятельности разработано П.Е. Недбайло2. Следует при этом признать оправ-

1 Орзих М.Ф. Юридические гарантии, средства и методы применения правовых норм // Юридические гарантии правильного применения советских правовых норм и укрепление социалистической законности: Тезисы докладов и сообщений. Киев, 1970. С. 17.

2 Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. Госюриздат, 1960.

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

данным, что на этапе исследования, когда началось широкое общетеоретическое осмысливание данной проблемы, в едином плане рассматривались все случаи реализации права, которые сопряжены с организацией осуществления юридических норм. На это обстоятельство важно указать еще и потому, что некоторые индивидуальные акты, связанные с использованием юридических норм (осуществлением субъективных прав), довольно близки к актам применения права. Таковы, например, договоры и односторонние акты (сделки) в гражданском, трудовом, колхозном праве. Их близость к актам применения выражается не только в том, что здесь деятельность субъектов также носит сложный характер, но и в том, что указанные акты нередко выполняют функции индивидуального регулирования общественных отношений. Именно поэтому при совершении такого рода актов необходимо в ряде случаев использовать правила и приемы, выработанные в области применения права (например, толкования, оценки фактов, правил юридической техники). Наконец, следует учитывать, что в некоторых случаях индивидуальные акты могут носить смешанный характер, сочетать в себе черты акта по осуществлению субъективных прав и правоприменительного акта (таковы, в частности, некоторые акты администрации в области трудовых отношений).

Однако на последующих этапах общетеоретического исследования реализации права оказалось необходимым пойти дальше чисто организационной концепции и обособить такую деятельность, которая не просто сопряжена с организацией осуществления юридических норм, а выражает именно государственно-властныефункции компетентных органов в процессе правового регулирования. Помимо иных моментов, эта необходимость продиктована тем, что существенныеспециально-юридические,организационно-тех-нические вопросы, связанные с профессиональными сторонами деятельности юристов, возникают как раз при применении права – специальной деятельности компетентных органов, обеспечивающих реализацию права на основании ихгосударственно-властныхполномочий1.

В последнее время спор по вопросу о понятии применения права потерял былую остроту. Обстоятельное изучение реализации права привело большинство авторов к обоснованному выводу о том, что следует выделять реализацию, которая основана на властных полномочиях компетентных органов. Эта форма реализации и именуется большинством советских юристов «применением права».

Какие бы сильные и внешне убедительные доводы ни приводились в пользу того, что граждане и все общественные организации применяют право, они не могут поколебать главных аргументов, отражающих объективный факт обособления применения права.

1К тому же, «если даже принять формулу о том, что применение сопряжено «с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и воздействием на обязанных лиц», то тем самым уже нужно признать и властность действий субъекта и специальную их направленность: обеспечение нормального хода процесса реализации права» (Лазарев В.В. Применение советского права. Изд. Казан.ун-та,1972. С. 32).

Раздел четвертый. Применение права

Только при государственно-властнойтрактовке применения права открывается широкая перспектива решения не толькосоциально-политическихвопросов правового регулирования, но испециально-юридических,организа-ционно-технических.

С учетом государственно-властнойприроды применения права решаются и вопросы использования в области реализации юридических норм логи-ко-системногоанализа, математической логики и моделирования, машинной техники, ЭВМ1.

Обобщенная характеристика применения права дана в книге И.Я. Дюрягина «Применение норм советского права» (Средне-Уральскоекнижное издательство, 1973). В книге с передовых теоретических позиций получили освещение основные вопросы правоприменительной деятельности. Особого внимания достойны положения книги о гарантиях правильного применения юридических норм.

2. Применение права как разновидность государственной деятельности (социального управления). По своему социальному содержанию применение права, как и правотворчество, представляет собой управленческую деятельность – одну из разновидностей социального управления.

Определяющая особенность правоприменительной деятельности как деятельности управленческого характера состоит в том, что она обеспечивает реализацию права. В праве закрепляется система решений общего (программного) значения – нормативная, директивная основа управления социальными процессами. В соответствии с этим применение права представляет собой не управление «вообще», а управление специализированного порядка, нацеленное на строгое воплощение «общих программ» в жизнь.

Во многих случаях (например, в области хозяйственного управления) применение права выступает в качестве момента или стороны общей управленческой деятельности. И этот момент принципиально

1См. по этому вопросу соображения И.Я. Дюрягина (Основы теории государства и права.2-еизд. М.: Юрид. лит., 1971. С. 318).

Ряд новых интересных соображений о природе применения права, его функциях, разновидностях изложен в кн.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. С.164–201.

Вместе с тем в книге с некоторыми коррективами сохранены спорные, вызвавшие возражения в литературе положения автора, в том числе о наименовании «правонаделительная» одной из функций применения права (наименования, не отражающего в полной мере индивидуально-регулятивногоназначения права), о противоположении правоприменительного и «автономного» регулирования (противоположения, не учитывающего, что «автономное» регулирование также может иметь правоприменительный характер), о процессуальной форме применения, не отграничиваемой от процедурных форм, и др.

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

важно выделять, отдифференцировать, так как здесь управленческая деятельность имеет особый характер, который как раз обусловлен ее генеральной задачей – необходимостью строжайшей реализации юридических норм. В других же случаях (например, в деятельности судебных органов) управленческая деятельность вообще, по существу, сводится к одному лишь применению права.

Другая определяющая особенность правоприменительной деятельности как деятельности управленческого порядка обусловлена ее соци- ально-политической природой. На основании, в пределах и направлениях, предусмотренных юридическими нормами, правоприменительные органы активно воздействуют на процесс правового регулирования – решают юридические дела. Перед намиопять-такине управление вообще, а управленческая деятельность, имеющаясоциально-политиче-ское содержание, деятельность, продолжающая в конкретной ситуации правовое регулирование данных отношений.

Указанные особенности предопределяют необходимость особого подхода к применению права как к управленческой деятельности, к решению специальных управленческих вопросов. Именно этими особенностями обусловлено своеобразие использования в области применения права машинной техники,счетно-решающихустройств (ЭВМ)1. Если, например, в области хозяйственного управления в целом широкое и всестороннее использование математических методов в принципе имеет пока «необозримые» просторы, то в области применения права (в том числе и тогда, когда оно касается процесса хозяйственного управления) использование математических методов с самого начала ограничивается указанными выше особенностями правоприменительной деятельности. Это использование,во-первых,оказыва-

1На возможность использованияэлектронно-вычислительнойтехники в применении права указали в общей форме Д.А. Керимов (Кибернетику на службу коммунизму. Госэнергоиздат, 1961. С. 235), а применительно к квалификации преступлений – В.Н. Кудрявцев (Вопросы кибернетики и право. Наука, 1967. С.84–99);подробнее см.: Иванов В.И., Москвин С.С. Использованиеэлектронно-вычислительнойтехники в применении правовых норм // Советское государство и право. 1967. № 12. С.30–39; Москвин С.С. Место и перспективы использования ЭВМ в правоприменительной деятельности // Советское государство и право. 1968. № 9. С.56–63и др. Помимо иных моментов, С.С. Москвин указывает, чтоэлектронно-вычислительныемашины могут способствовать установлению фактических обстоятельств дела, выбору юридических норм, толкованию, а также выработке логического вывода о применении нормы к данным фактам. Причем «вывод ЭВМ по делу следует рассматривать не как окончательное решение, а лишь как «мнение» по делу высококвалифицированного «консультанта»...» (Москвин С.С. Кибернетика и правоприменительная деятельность государственных органов // Правовая кибернетика. Наука, 1970. С. 38).

Раздел четвертый. Применение права

ется возможным лишь в той мере, в какой предписания юридических норм могут получить «математическое выражение», и, во-вторых,оно должно быть построено таким образом, чтобы во всех случаях сохранилось участие в правоприменительном процессе компетентных органов как органов, осуществляющихсоциально-политическиефункции в правовом регулировании1.

Всемерно подчеркивая необходимость особого подхода при решении «управленческих вопросов» в области применения права, необходимо в то же время видеть, что это все же «настоящая» управленческая деятельность. Следовательно, на применение права могут быть распространены понятия и характеристики науки управления. Разрабатываемые в науке управления положения об информации, управленческом процессе, стадиях управления и т.д., в ряде случаев дают возможность найти новые грани при освещении вопросов применения права. В частности, как и в любом процессе социального управления, центральным звеном правоприменительной деятельности должно быть признано «управленческое решение» – решение данного юридического дела. Юридические же нормы выступают в качестве общей программы, а сведения о фактических обстоятельствах – в качестве информаций, которые лежат в основе этого решения.

В общетеоретической литературе имеет известное распространение мнение, в соответствии с которым значение правоприменения состоит в том, что оно направлено на создание, изменение или прекращение правоотношений2. Отсюда трактовка правоприменительного акта как юридического факта. В этом же направлении идут рассуждения В.М. Горшенева, полагающего, что правоприменительные органы осуществляют «правонаделительную» деятельность3.

Между тем указанная трактовка применения права ни на шаг не продвигает нас к пониманию природы применения права, его функций, его особенностей как своеобразной управленческой деятельности.

1Указывая на ограниченные возможности использования ЭВМ для решения задач по квалификации преступлений, В.Н. Кудрявцев разъясняет: «Вынесение приговора, определения, постановления и т.д. – это акт, доверенный только человеку, который несет за него всю полноту ответственности». И дальше: «Только люди могут решать вопросы, связанные с судьбами и интересами других людей» (Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юрид. лит., 1972. С. 211).

2 Сабо Имре. Социалистическое право. Прогресс, 1964. С. 288; Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. Госюриздат, 1960. С.137–138.

3 Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. Госюриздат, 1963. С.115–118; Он же. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. С.167–168.

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

Значение юридических фактов имеют самые разнообразные явления объективной действительности. Да и сам юридический факт в процессе правового регулирования выполняет чисто «техническую» роль: он призван привести

вдействие юридическую норму. Если тот или иной акт поведения направлен на возникновение определенных юридических последствий, то это означает одно – перед нами волевой акт и не больше. К тому же в ряде областей права правоприменительные акты и не могут быть направлены на то, чтобы вызвать к жизни правоотношение. Так, «суд призван регулировать гражданско-пра-вовые отношения. В порядке регулирования он может подтвердить наличие или отсутствие правоотношения, затем реализовать, изменить или прекратить его, создание же несуществующихматериально-правовыхотношений не входит в компетенцию суда»1.

Лишь тогда, когда правоприменительная деятельность связана с приведением в действие государственного принуждения, характеристика акта применения как юридического факта имеет известное значение. Но и здесь правоприменительный акт выступает лишь в качестве конечного элемента комплекса фактов, завершающего развитие охранительного правоотношения.

При индивидуальном же регулировании правоприменительный акт вообще является не юридическим фактом, а средством регулирования. Наделение субъектов общественного отношения правами и обязанностями происходит здесь не потому, что акт применения является «рычажком», приводящим в действие юридическую норму, а потому, что на основе юридических норм этот акт выражает индивидуальную регламентацию общественных отношений2.

Итак, акт применения может быть охарактеризован в качестве юридического факта (он имеет такое значение для охранительных, а также процессуальных правоотношений). Но это положение не раскрывает глубинных функций применения права как своеобразной управленческой деятельности.

3. Основания применения права. Применение права необходимо

вслучаях, когда складывающиеся отношения предполагают включение в процесс реализации деятельности компетентных органов, наделенныхгосударственно-властнымиполномочиями. Это случаи, когда данные отношения требуют принятия компетентным органом власт-

ного индивидуального решения.

1 Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 104; см. также: Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М.: Юрид. лит., 1967. С.94–95.

2М.Ф. Орзих пишет, что «применение норм права имеет самостоятельное значение и не связано обязательно скакими-либоправоотношениями, не призвано только к организации правоотношений» (Орзих М.Ф. Формы реализации норм социалистического права // Советское государство и право. 1968. № 2. С. 102). Автор правильно обращает внимание на то, что применение права может быть определено как «деятельность по государственному руководству обществом» (там же).

Раздел четвертый. Применение права

Две основные группы обстоятельств лежат в основе применения права.

Во - п е р в ы х, – это обстоятельства, выражающие необходимость

использования в процессе правового регулирования государственного принуждения. Государственное принуждение в сфере права приводится в действие не автоматически. Правовые нормы, как неоднократно подчеркивалось ранее, предусматривают лишь возможность государственного принуждения. Реально же оно всегда применяется компетентными органами, которые призваны проверить законность, обоснованность и целесообразность использования государственнопринудительных мер. Применение права, следовательно, является единственным (в условиях строгой законности) каналом, через который фактически осуществляется государственное принуждение в правовом регулировании.

Фактическими обстоятельствами, обусловливающими необходимость деятельности по применению государственного принуждения, как правило, являются: а) наличие препятствий к осуществлению субъективного права, неисполнение юридических обязанностей; б) правонарушение, требующее возложения юридической ответственности.

Впервом случае правоприменительные акты, в которых выраженыгосударственно-принудительныемеры, призваны обеспечить реализа-

цию юридических норм, доведение до конца процесса претворения в жизнь прав и обязанностей. Компетентный орган на основе своих властных полномочий ликвидирует определенную аномалию, возникшую в ходе реализации юридических норм, обеспечивая тем самым достижение целей правового регулирования.

Такое значение имеет, например, деятельность юрисдикционных и административных органов, направленная на передачу имущества собственнику в соответствии с виндикационным иском, на взыскание с налогоплательщика недоимки и т.д.

Во втором случае, т.е. в случае виновного правонарушения, правоприменительные акты являются необходимым основанием (источником) установления юридической ответственности. Охранительные правоотношения начинают складываться с момента правонарушения (например, с момента совершения преступления), акт же применения права завершает фактический состав, необходимый для возникновения юридической ответственности.

Значительное число правоприменительных актов юрисдикционных органов связано с возложением на тех или других лиц юридической ответственности (например, обвинительные приговоры по уголов-

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

ным делам, решения юрисдикционных органов о взыскании штрафов

идр.). Нередко правоприменительный акт, направленный на обеспечение осуществления правоотношения, устанавливает одновременно меры юридической ответственности (например, решение арбитража, обязывающее предприятие исполнить обязательство, устанавливает в то же время и определенные штрафные санкции).

Связь юридической ответственности с формальным актом – актом применения права – имеет существенное значение с точки зрения принципов социалистической законности. Юридическая ответственность, выраженная в виде карательного воздействия в отношении личности, может быть приведена в действие лишь на основе акта применения права, совершенного в установленных законом процессуальных формах, с соблюдением всех демократических процессуальных гарантий. Как правильно пишет Л.С. Явич, «наличие уголовного закона

ифакт совершения преступления автоматически не влекут наказания. Это возможно только на основе приговора суда, представляющего собой акт применения нормы права к данному конкретному случаю»1.

Во - в т о р ы х, – это обстоятельства, выражающие необходимость

индивидуального поднормативного регулирования. Индивидуальное регулирование нередко связано с применением государственного принуждения. Иными словами, оба указанных основания применения права могут совпадать. Но индивидуальное регулирование, осуществляемое компетентными органами, имеет и самостоятельное значение. Оно сопряжено с тем, что в процессе правового регулирования возникает необходимость учета особенностей данной конкретной обстановки, своеобразия тех или иных отношений, осуществления контроля со стороны общества за возникновением прав и обязанностей.

Именно тогда правоприменительные акты являются необходимым

основанием (источником) возникновения или изменения правоотношений.

В некоторых областях общественной жизни правоотношения вообще не могут возникнуть или измениться без актов применения права, т.е. без актов применения механизм правового регулирования вообще не может «приступить к работе».

Такое значение принадлежит, например, властной деятельности органов государственного управления, направленной на решение кон-

1 Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. Госюриздат, 1961. С. 137. Обращая внимание на связь юридической ответственности с охранительными правоотношениями, необходимо еще раз подчеркнуть, что ответственность наступает лишь после того, как охранительное правоотношение завершено, полностью «развернулось».

Раздел четвертый. Применение права

кретных вопросов в области хозяйства (выделение фондов, утверждение титульных списков и др.), распределения некоторых материальных благ (распределение квартир в домах государственного фонда, назначение пенсии и др.), организации воспитания детей (назначение опеки, усыновление и др.).

Следовательно, в рассматриваемом случае применение права является необходимым условием для нормальной, естественной реализации юридических норм. И это объясняется тем, что в указанных областях общественной жизни при социализме существует объективная необходимость конкретизированной управленческой деятельности – учета особенностей тех или иных фактических отношений, а главное – контроля со стороны общества за возникновением или изменением прав и обязанностей. Причем компетентные государственные органы (а при уполномочии со стороны государства и общественные организации) не просто решают «быть или не быть» правам и обязанностям, а осуществляют индивидуальное регламентирование общественных отношений1.

4. Субъекты применения права. Одна из важнейших особенностей применения права, отражающая еговластно-государственныйхарактер, состоит в том, что применять юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы.

В соответствии с содержанием правоприменительной деятельности субъекты применения права характеризуются следующими признаками.

Субъектами применения права могут быть только организации. Отдельные граждане не применяют юридических норм.

Далее. Правоприменительную деятельность осуществляют только те организации, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Иными словами, применять право могут лишь организации, выполняющие властные функции государственного руководства. Организации, выступающие в качестве субъектов оперативно-хозяйственнойи соци-ально-культурнойдеятельности, не применяют юридические нормы.

Наконец, субъектами применения права могут быть лишь те органы, осуществляющие властные функции руководства, которые компе-

1Думается, к такой же трактовке применения права приближается позиция В.В. Лазарева, когда он пишет: «В ходе правоприменения на основе действующих нормативных актов: а) устанавливается наличие субъективных прав и обязанностей, равно как и их мера, в случае спора об этом, б) определяется момент действия или факт прекращения субъективных прав и обязанностей, в) осуществляется контроль за правильностью приобретения прав, и возложения обязанностей» (Лазарев В.В. Применение советского права. Изд. Казан.ун-та,1972. С. 29).

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

тентны на применение данных юридических норм. Это значит, что организации должны быть наделены не просто властными полномочиями, а конкретной правоприменительной компетенцией. Отсюда на практике нередко и возникает вопрос о подведомственности, в частности о том, какой из юрисдикционных органов должен решать то или другое юридическое дело. Организации, наделенные правоприменительной компетенцией, называются правоприменительными (правоприме-

няющими) органами.

Реально применение норм права по определенному юридическому делу нередко осуществляется несколькими правоприменительными органами (их «цепочкой»), передающими дело из «рук в руки». Так, по уголовному делу действия по применению права осуществляют: органы расследования – суд – исправительные учреждения. При этом отдельные правоприменительные органы в процессе применения права могут совершать лишь некоторые правоприменительные действия. Однако среди нескольких правоприменительных органов всегда есть центральное звено – тот орган, который решает юридическое дело (например, по уголовным делам – суд).

Основную массу субъектов применения права образуют государственные органы, наделенные правоприменительной компетенцией. Сюда относятся разнообразные органы государственной власти и государственного управления, органы социалистического правосудия, органы контроля и надзора.

В социалистическом обществе правоприменительную деятельность в определенных пределах осуществляют также общественные

организации.

Правоприменительная деятельность общественных организаций носит сравнительно ограниченный и подчиненный характер. Функции государственного властвования – это функции государственных органов. Поэтому общественные организации осуществляют правоприменительную деятельность лишь в тех пределах, в каких они наделены правоприменительными полномочиями компетентными государственными органами. В ряде случаев участие общественных организаций в правоприменительном процессе ограничивается тем, что они выполняют лишь некоторые правоприменительные действия (например, дружины по охране общественного порядка). Государство во всех случаях применения норм права общественными организациями сохраняет за собой «решающее слово», в частности право контроля или последующего санкционирования, что, помимо всего прочего,

Раздел четвертый. Применение права

служит одной из основных гарантий законности при осуществлении правоприменительной деятельности общественными организациями.

Сравнительно ограниченный и подчиненный характер правоприменительной деятельности общественных организаций выражается в особенностях форм осуществления этой деятельности.

Применение норм права общественными организациями может быть:

а) совместным с государственными органами; б) самостоятельным.

Существенное значение на практике принадлежит совместному применению (например, профсоюзными организациями и администрацией предприятий).

Самостоятельное применение норм права общественными организациями также связано с правоприменительной деятельностью государственных органов. Дело в том, что число случаев, когда общественная организация полностью осуществляет правоприменительную деятельность в данной области отношений (эти случаи условно могут быть обозначены как «абсолютно самостоятельное» применение), сравнительно невелико. Это, например, правоприменительная деятельность профсоюзов в области социального страхования и контроля за соблюдением законодательства по охране труда. Как общее же правило, применение общественными организациями норм права выражается не в «абсолютно самостоятельном», а, так сказать, в «параллельном» применении, когда общественная организация наделяется лишь частичной правоприменительной компетенцией (нередко только по совершению отдельных правоприменительных действий), и применение норм права параллельно осуществляется общественными организациями и государственными органами. Таково, например, параллельное применение норм права добровольными народными дружинами и органами милиции; товарищескими и народными судами; профсоюзами и народными судами и др.1

1О применении норм права органами советской общественности и обоснование форм правоприменительной деятельности общественных организаций см.: Дюрягин И.Я. Формы совместного применения норм права общественностью и государством в период развернутого строительства коммунизма в СССР: Сборник аспирантских работ по вопросам государства и права. Вып. 3. Свердловск, 1964; Он же. О параллельном применении норм права органами общественности и госорганами // Правоведение. 1964. № 4. С.121–124; Он же. Применение норм социалистического общенародного права органами советской общественности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1965; Михаляк Я.С. Применение социалистического права в период развернутого строительства коммунизма. Госюриздат, 1963. С.16–23.

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

5. Надлежащее (правильное) применение права. Применение права выражается в творческой, организующей деятельности, которая нередко состоит в наличии у компетентного органа известной «свободы усмотрения» при решении юридического дела. Эта черта применения права полностью соответствует ленинскому требованию о том, что каждая советская организация имеет право и обязана «по-своему применять общие советские узаконения («по-своему» не в смысле нарушения их, а в смысле разнообразия форм проведения их в жизнь)...»1.

Наличие у правоприменительного органа «свободы усмотрения» таит в себе опасность известного произвола при применении юридических норм. Произвольное применение – это применение ненадлежащее (неправильное). Его правовые последствия должны (в необходимой процессуальной форме) признаваться недействительными, юридически ничтожными.

Компетентные органы должны обеспечить не просто применение юридических норм, а надлежащее (правильное) применение. Для этого применение права должно соответствовать определенным требованиям.

Применение права может быть признано надлежащим лишь тогда, когда является 1) законным, 2) обоснованным. Существенное значение имеют также 3) целесообразность и эффективность применения, осуществляемого в рамках социалистической законности2.

Законность. Начала социалистической законности характеризуют юридическую основу надлежащего (правильного) применения юридических норм. Режим социалистической законности создает общую атмосферу, определяющую стабильное и единообразное применение юридических норм в пределах всей страны, правильное применение норм права в каждом отдельном случае.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 191.

2И.Я. Дюрягин пишет: «Правильным необходимо считать такое применение, которое отвечает требованиям законности, обоснованности, целесообразности и эффективности» (Дюрягин И.Я. О системе юридических гарантий правильного применения норм советского права // Юридические гарантии правильного применения советских правовых норм и укрепление социалистической законности: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Киев, 1970. С. 8). Близкую позицию занимает М.Ф. Орзих, по мнению которого «требованиями правильного применения правовых норм являются законность и целесообразность при условии представлений: а) о законности и обоснованности правоприменения как едином требовании (П.Е. Недбайло); б) о целесообразности как соответствии правоприменительной деятельности условиям, обстановке применения права, наиболее оптимальному (наиболее эффективному при экономии правовых средств) достижению юридической деятельности» (Орзих М.Ф. Юридические гарантии, средства и методы применения правовых норм. Указ. тезисы. С. 18).

Раздел четвертый. Применение права

В соответствии с требованиями законности в процессе применения а) должно быть достигнуто полно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: