Круглый стол для родителей
«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Провели:
Юманова В.А.
Приходько Е.А.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с ребенком.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Участники: воспитатели, родители.
Подготовительная работа: анкетирование родителей, памятка для родителей по игре (Приложение 1), творческая работа детей «Моя любимая игрушка», наглядный материал, раздаточный материал (Приложение 2).
Оборудование:
- столы расставлены по кругу;
- подборка игр;
- на отдельном столе - карточки с вопросами для обсуждения с родителями;
- ноутбук;
- магнитофон.
Ход мероприятия
Музыкальное сопровождение
1.Вступительная часть
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, об их влиянии на развитие детей.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра, потому что это основной вид их деятельности. В детском возрасте у ребенка есть потребность в играх, и ее нужно удовлетворить не потому, что «делу – время, потехе – час», а потому что ребенок, играя, учится и познает жизнь. Игра - это, прежде всего, свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых.
Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину. Игрушка для ребенка - это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии активного фантазирования ребенка.
2. Анализ результатов анкетирования (Приложение 3).
- При подготовке к встрече мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)
Обобщение: Взрослым кажется, что ребенок лучше обучается на занятиях, при прямой передаче знаний. Проведенные педагогами исследования показали, что дошкольник иначе усваивает материал, чем взрослый. И в игре дети не только обучаются, но и развиваются.
3. «А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации).
1. Дидактические игры – с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, величиной и т. д. Например, лото, шашки, шахматы, пазлы, которые воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, а также способствует развитию мелкой моторики рук.
2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться.
3. Строительные и технические игры – с игрушками из геометрических тел, конструктора, транспорта, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
4. Музыкальные игры – игры в колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты. Музыкальные игры способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
5. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо (игрушка – перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее голову, а два других –руки), Петрушка, пальчиковый театр, настольный театр. Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль, служат целям эстетического воспитания.
6. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. С помощью ролевой игры ребенок осваивает жизнь в социуме. Дети играют в больницу, кафе, парикмахерскую, магазин, школу. Соответственно, им нужен инвентарь для этих игр. Часто в игре возникает необходимость в домиках или иных сооружениях – самолетах, машинах, больницах. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. Сюжетны, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
Сюжетно – ролевая игра имеет одну особенность, которая делает ее привлекательной для детей. Она является для них свободной деятельностью, в которой можно, не оглядываясь на взрослого делать и говорить, что вздумается, поступать как хочется.
Известные психологи Лев Семенович Выготский и Даниил Борисович Эльконин доказали, дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сюжетно – ролевая игра является ведущей для детей от 3 до 7 лет. Именно в ней успешно развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Обсуждение вопросов с родителями.
- А сейчас прошу всех принять участие в обсуждении. Для Вас мы приготовили вопросы в карточках.
Вопросы для круглого стола
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы? (ответы родителей)
-Что делать, если старшие дети не хотят играть с младшими?
-Что делать, если ребенок вообще отказывается играть? (ответы родителей)
-Какие игры вы можете предложить, находясь с ребенком на природе в зимнее время года? (ответы родителей)
- Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в игре? (ответы родителей)
- Какое ваше отношение к анти-игрушкам? (ответы родителей)
- Любая игрушка должна быть какой? (ответы родителей)
Выводы: Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая ребенку игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Заключительная часть.
- Встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.
Рефлексия:
1. Впечатление от круглого стола.
2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!