Общее понятие о детском коллективе
Детский коллектив – детская группа, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого члена.
К числу признаков коллектива относятся:
■ сознательный характер объединения людей;
■ единство общей и личных целей членов коллектива;
■ относительная устойчивость и длительность функционирования;
■ четкая организационная структура внешних и внутренних
связей и взаимоотношений;
■ общепринятые нормы поведения
■ благоприятная интеллектуально-моральная атмосфера;
■ защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
■ сплоченность;
■ коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
■ основа межличностных отношений — коллективизм
Функции детского коллектива.
Выделяют три воспитательные функции коллектива:
организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.
Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членов коллектива и воспитателя и формирующее взаимодействие.
Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.
Регулятивная — носитель и пропагандист высоких мировоззренческих, нравственных и социальных установок.
Стимулирующая — побуждение личности к нравственно цен
ной деятельности и торможение негативных намерений и по
ступков.,
Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.
Уровни (этапы) развития детского коллектива.
Первый уровень (вид)образуется совокупностью межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных (личностных) отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.
Второй уровень (вид)образуется совокупностью межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху.
Третий уровень образуется системой связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.
А.С. Макаренко выделил стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.
Субъект воспитания — воспитатель. На первой стадии педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень самостоятельности членов актива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива.
Субъект воспитания — актив. На второй стадии, когда требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем членам коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования.
Субъект воспитания — коллектив. На третьем этапе развития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого.
Субъект воспитания — личность. На четвертом этапе развития коллектива происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива.
Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом:
Конформизм – личность подчиняется коллективу;
Гармония – между личностью и коллективом оптимальные отношения;
Нонконформизм – личность подчиняет коллектив себе.
Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.
1920г – в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов.
1980г – сформировалось представление о воспитательном коллективе как о дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых.
1862 - год рождения В.А.Лая
1926 - год смерти В.А.Лая
Немецкий педагог Лай (1862-1926) уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная практическая деятельность воспитанников способствует их социализации.