Машкина Юлия Константиновна
Учебно-методическая разработка лекционного занятия
Магнитогорск 2012
1. Тема занятия: Сексуальное и репродуктивное поведение
2. Цель лекционного занятия: рассмотреть сексуальное и репродуктивное поведение
3. Задачи:
- рассмотреть основные теоретические и методологические подходы к социологическому исследованию сексуального и репродуктивного поведения;
- раскрыть понятие сексуальное поведение, определить его основные характеристики, цели и мотивы;
- охарактеризовать сексуальную культуру и ее типы;
- раскрыть понятие репродуктивного поведения;
- раскрыть проблемы воспроизводства населения в РФ и найти пути их решения;
- ознакомиться с методами социологических исследований репродуктивного поведения;
- способствовать повышению компетентности студентов в области репродуктивного поведения.
Глоссарий
Сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)
Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).
Половая культура - совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимоотношениям.
Половая роль - совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.
Репродуктивный процесс - определенная последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и являющихся результатом совместного действия биологических (физиологических) факторов рождаемости и социального контроля репродуктивного поведения.
Репродуктивный цикл — повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды).
Репродуктивные нормы — это детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид.
План лекции
1. Сексуальное поведение: понятие, основные характеристики, цели и мотивы. Сексуальная культура и ее типы.
2. Репродуктивное поведение: понятие, сущность, структура и типы. Воспроизводство населения в РФ: проблемы и пути решения.
3. Методы социологических исследований репродуктивного поведения.
6. Список литературы:
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: учеб./ А.И. Антонов. – М., 2005.
2. Добрачное поведение. Брачный рынок. Институт брака. От конфликта к разводу // Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М, 2006. – Т. 10.
3. Гидденс Э. Родство, брак и семья / Э. Гидденс // Общая социология: хрестоматия / под ред. Н.И. Лапина. – 2006.
4. Демография и статистика населения: учеб. / под ред. И.И. Елисеевой. – М., 2006. – 688с.
5. Зритнева Е. И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева. – М., 2006.
6. Лазарева В.А. Влияние согласованной ролевой структуры молодых супругов на удовлетворенность браком/ В.А. Лазарева // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.
7. Медков В. Брачный выбор / В. Мендков // Социология семьи: учеб. /под ред. А.И. Антонова. – М., 2005.
8. Нижегородцева Л.А. социально-психологическая структура межличностных взаимоотношений супругов/ Л.А. Нижегородцева // Семья в России. – 2009. - №1.
9. Практическая демография / под ред. Л.И. Рыбаковского. – М., 2005
10. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодников. – СПб., 2007.
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2010. № 2. С. 78-82. ISSN 1997-292X. | ||||
ПОЛОВОЕ И БРАЧНОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ: ТРАДИЦИИ ПРАВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ | ||||
Стетюха Марина Петровна | ||||
Гоноченко О. А., Пудовочкин Ю. Е. Защита несовершеннолетних от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации: уголовно-правовые проблемы. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. 220 с.
СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Фомченкова Галина Алексеевна жур Теория и практика общественного развития 2011 № 1 стр 110 113
Лекция. Сексуальное и репродуктивное поведение
№ п/п | Этап занятия | Содержание раздела | Время | Дидактика, наглядность | Технические средства обучения |
Организационный момент | Здравствуйте. Староста, назовите отсутствующих. Тема нашего сегодняшнего семинарского занятия «Репродуктивное и сексуальное поведение». | минут | |||
Сексуальное поведение: понятие, основные характеристики, цели и мотивы. Сексуальная культура и ее типы. | Сексуальное и репродуктивное поведение являются видами семейного поведения. Как вы считаете, являются ли термины «сексуальное» и «репродуктивное поведение» синонимами? В биологии, они действительно используются как синонимы. В реальности сексуальное и репродуктивное поведение представляют собой совершенно разные (хотя и близкие) явления, совершенно разные комплексы отношений. В современных условиях, когда вмешательство в процесс деторождения не только технически доступно благодаря производству искусственных абортов и достаточно эффективной контрацепции, но и социокультурно допустимо, более того — нормативно, сексуальное и репродуктивное поведение — это два различных и автономных типа социального (семейного) поведения. Термин "сексуальное поведение", во многом синонимичный понятию "половая жизнь". Термин "сексуальное поведение" употребляется и для акцентирования самодостаточности половой жизни, ее отличия и отдельности от репродуктивного поведения, от целей деторождения. По мнению Антонова А.И. и Медкова В.М., сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности) Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых служит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потребностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Согласно современным представлениям, целями сексуального поведения могут быть: — релаксация, снятие полового напряжения; —удовлетворение потребности в рождении детей; — гедонизм - чувственное восприятие как самоцель; — удовлетворение полового любопытства. — коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком. — сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции. — компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Это сексуального поведение отражает соединение в нем индивидуального и социального, биологической основы и "научения", социализации, что привносится в индивидуальное сексуальное поведение обществом в целом. Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуального поведения как социокультурного феномена, являются понятия "половая роль", "половая культура", "сексуальный сценарий". Понятие "половая культура" характеризует совокупность званий, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимоотношениям. Следовательно, когда мы говорим о половой (сексуальной) культуре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных. Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение человека, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида. Понятие "половая (сексуальная)' культура" тесно связано с понятием "половая (сексуальная) роль".Под половой ролью обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести. Соответственно под половой ролью обычно понимают совокупность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Системы современных сексуальных ценностей подразделяют на следующие основные типы: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм и рационализм. Легализм как этическая сексуальная система связан с принятием или отвержением, одобрением или осуждением сексуальных отношений на основе господствующей в обществе половой морали, репрессивной по преимуществу и признающей сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легально признанных брачных союзов. Ситуационная этика является одной из наиболее распространенных в настоящее время разновидностей половой морали. Человек должен, согласно этому взгляду, руководствоваться только любовью, доброй волей и уверенностью в том, что последствия будут хорошими. Гедонизм исходит из того, что единственным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольствие. Аскетизм связан с отказом от сексуальных отношений, как и от других "мирских удовольствий", с убеждением, что наибольшее удовлетворение человек получает не от чувственных наслаждений, а от духовного самосовершенствования. Рационализм исходит из приоритета разума, из необходимости выявить рациональные основания для выбора стратегии сексуального поведения, оценить баланс возможных издержек и позитивных и негативных последствий вступления в половые отношения с тем или иным партнером. Какие вы можете назвать тенденции репродуктивного поведения? Основные тенденции и закономерности сексуального поведения в современном мире Добрачное сексуальное поведение и, в частности, о сексуальном поведении подростков. Этот вопрос — первый не только потому, что, с точки зрения жизненного цикла семьи, добрачное сексуальное поведение предшествует браку, но и потому, что последовательное увеличение распространенности добрачных половых связей является одним из ярких проявлений кризиса семьи в современном обществе. За последние 20-30 лет во всем мире резко усилился интерес к проблемам, связанным с добрачным, особенно подростковым, сексуальным поведением. Особый упор на сексуальное поведение подростков неслучаен, поскольку именно на подростковый возраст приходится значительная и растущая часть добрачных половых связей и поскольку именно сексуальные связи подростков порождают наибольшее число экономических, социальных, медицинских и других проблем. В связи с вышесказанным, возникает беспокойство из-за растущего уровня рождаемости в самых молодых возрастах, из-за высокой доли нежелательных и незапланированных беременностей у подростков в контексте изменяющихся сексуальных установок и поведения и роста возраста первого брака. Это беспокойство связано с большим числом разнообразных негативных последствий сверхранних и ранних беременностей. Оно может только усиливаться в связи с тем, что число таких беременностей растет на фоне продолжающегося снижения рождаемости". | 25 минут | |||
Репродуктивное поведение: понятие, сущность, структура и типы. Воспроизводство населения в РФ: проблемы и пути решения. | Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, которая направлена на удовлетворение их естественных потребностей в определенном числе детей, так и на воспроизводство общества в целом. Сущность репродуктивного поведения проявляется в совокупности следующих свойств: 1. физиологические и социальные составляющие (репродуктивное поведение-это их синтез). Единство направлено на последовательность линий поведения в браке, на последовательность репродуктивного цикла. 2. амбивалентность природы репродуктивного поведения – противоречивая потребность в детях с одной стороны, а с другой направленность на ограничение числа плодовитости. Достижение определенного числа детей на определенной стадии жизненного цикла. 3. полное осуществление репродуктивного цикла и нарушение его непрерывности через контроль за репродуктивным поведением. 4. психологический аспект поведения, т.е. мотивация, установки и ценностные ориентации на детность. 5. определение семейных ситуаций, направленных на удовлетворение потребности в детях. 6. воздействие на него целого ряда факторов: внутрисемейных и внесемейных. 7. результативность, т.е. социальные нормы детности, выступающие средством социальной регуляции. Совокупность данных свойств означает сущность репродуктивного поведения. Содержание репродуктивного поведения: 1. семейная идеология – потребность в детях (рациональная и нерациональная) 2. семейная ситуация (отсутствие работы, болезнь) 3. механизм регуляции репродуктивного поведения – система диспозиций (это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения.) 4. Р епродуктивный процесс (определенная последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и являющихся результатом совместного действия биологических (физиологических) факторов рождаемости и социального контроля репродуктивного поведения. Репродуктивный цикл — повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды). 5. Репродуктивные нормы — это детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. 6. Репродуктивные установки — это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. 7. Элементарные поведенческие акты, или единицы репродуктивного поведения, — это специфическая реакция на актуальную репродуктивную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Например, так называемая контрацептивная осечка, то есть наступление беременности при применении контрацепции, может вызвать или ее прерывание, или решение сохранить ребенка и пойти на его рождение. 8. Шаблоны репродуктивного поведения — это возникновение под действием привычных и достаточно устойчивых семейных ситуаций (ситуаций семейного образа жизни) определенных и стабильных конфигураций элементарных поведенческих актов. 9. Линии репродуктивного поведения — это специфическое сочетание шаблонов поведения, характеризуемое их определенной направленностью и последовательностью, тенденция, обнаруживающаяся при их смене на протяжении всей жизни личности и семьи (их жизненного цикла). Функции репродуктивного поведения: 1.ценностно- ориентационная (надо оценить ситуацию, просчитать, а не бездумно рожать детей); 2. Познавательная (нельзя продолжать род, опираясь только на физические потребности, это дикость) 3. мотивационная 4. регулятивная 5. практически – преобразовательная (прирост населения). Специфика социологического изучения рождаемости заключается в том, что внимание социолога направлено на анализ репродуктивного поведения миллионов семей и индивидов, отдельные события в жизни которых, связанные с рождением детей, сливаются, интегрируются в процесс рождаемости, на уровне населения изучаемый демографией. Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы, или мотивы рождаемости, подразделяются на экономические, социальные и психологические. Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, то есть цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (или сохранить) экономический статус. Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, как бы внутренние цели личности. | 25 минут | |||
Методы социологических исследований репродуктивного поведения. | Методы изучения репродуктивного поведения Метод опроса Метод контент-анализа Метод моделирования Сравнительный метод изучает репродуктивное поведение в различных типах семей. Бихевиористский метод изучает репродуктивное поведение с точки зрения поведения установленного нормами. Метод семантического дифференциала Объекты для оценки здесь могут быть и качественными (семья, дети, брак) и количественными (1 ребенок, двое детей, трое и более детей в семье). | 10 минут | |||
Выводы, подведение итогов | Таким образом, сегодня мы с вами рассмотрели основные теоретические и методологические подходы к социологическому исследованию сексуального и репродуктивного поведения. Раскрыли понятие сексуальное поведение - это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности). Охарактеризовали сексуальную культуру, роли и ценности, их типы. Напомню, это легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм и рационализм. Раскрыли понятие репродуктивного поведения - система действий и отношений, которая направлена на удовлетворение их естественных потребностей в определенном числе детей, так и на воспроизводство общества в целом. Ознакомились с методами социологических исследований репродуктивного поведения. | 5 минут | |||
Экспересс-контроль по усвоению материала | 1. «Сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)» кто дал это определение? А) Зритнева Е.И. Б) Антонов А.И., Медков В.М. В) Кравченко А.И. 2. Совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести это определение А) Сексуальной культуры Б) Сексуальных ценностей В) Сексуальных ролей 3. В типы современных сексуальных ценностей НЕ входит: А) легализм Б) аскетизм В) номинализм 4. Системой действий и отношений, направленной на удовлетворение их естественных потребностей в определенном числе детей, так и на воспроизводство общества в целом называется А) репродуктивный процесс Б) сексуальный сценарий В) репродуктивное поведение 5. Репродуктивной нормой является А) это детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Б) это специфическая реакция на актуальную репродуктивную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. В) совокупность званий, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимоотношениям. | 10 минут |