Бэлтинг (Belting) – один из самых широко обсуждаемых вокальных приемов. На просторах различных музыкальных форумов и школ тема под названием «бэлтинг» всегда октуальна.
Все девушки и женщины (да и мужчины, чего там) отлично знают, что «звезды» мирового уровня некоторые «участки» своих песен поют особым образом. Один из часто встречающихся вопросов – «как мне научиться петь высокие ноты грудью»? То есть, налицо иная форма подачи высоких нот, иной способ, технология звукоизвлечения!
Да, иной! В голосе, как показала уже мировая практика и западная вокальная наука допустим и третий механизм звукоизвлечения, отличающийся от классического микста, «риггсовского» связанного голоса, а также фальцета и head voice. И называется он БЭЛТИНГОМ (от англ. to belt out – гнать, шпарить вовсю).
Пришла эта техника к нам от афроамериканских госпел хоров. Позже бэлтинг активно использовался в мюзиклах. С классическим вокалом не имеет ничего общего. Механизмы работы певческого аппарата на высоких пассажах в позициях opera и belting совершенно разные — это важно понимать.
По поводу бэлтинга существует множество разнообразных мнений. Так, в частности, его часто относят к одному из видов микста, при котором просто «грудной» режим работы вокальных складок полностью превалирует над фальцетным. То есть, тонкое фальцетное смыкание в бэлтинге есть, но оно очень слабо выражено, поэтому бэлтинг на слух воспринимается, как «грудь». Это умение петь высокие ноты полным голосом. Ноты, которые уже обычно берутся в фальцетном режиме. При этом голос звучит насыщенно, плотно и пронзительно.
Начиная обучаться бэлтингу, нужно четко понимать, что такое опора голоса и техника вокального, координированного выдоха. Уметь направлять звук в резонаторы. Без всего этого, бэлтинг будет просто форсированным ором и может нанести вред.
Бэлтинг – именно прием, поскольку применим на определенном участке диапазона. Кроме того, если микст – это такой ВИД звукоизвлечения, который в конкретном случае ничем заменен быть не может, то бэлтинг – может. Можно ведь спеть те же самые ноты, не используя бэлтинга, например – микстом! И «звезды» это умеют делать, бэлтинг – не приговор, хорошая вокалистка споет не только так, но, если необходимо (в другой песне), использует иную технику. То есть, возможности существуют, но, почему-то, хочется именно бэлтинга в некоторых песнях, да?
Разумеется! Ведь вокал - вид искусства! А любое искусство предназначено для воздействия на ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ сферу!
Бэлтингу можно и нужно учиться. Это не просто. Американцы, создатели такой техники, называют ее «толканием» (pushing) «грудного» регистра в область «головного». Но это не совсем так, бэлтинг – это особая техника звукоизвлечения, базирующаяся на механизме крика.
В классическом пении этот механизм не только не применяется, а даже является вредным, вспомните, предпосылки другие – пониженная гортань, мощный выдох, прикрытие, куполообразное строение внутренней полости рта… Такими способами бэлтинг не получится В ПРИНЦИПЕ!
Используют ли бэлтинг мужчины?
Да, но это достаточно редкие примеры. Адам Ламберт, (именно его пригласили заменить Меркьюри в «Queen»!) Ещё один яркий пример – Дэвид Фелпс.
Но всё же высокие ноты, как правило, мужчины поют микстом.
Ну что ж, пока, остановимся! Продолжим на следующей неделе. Еще немного теории, ну и конечно, практика – упражнения!!!