1.Перечень простых практических контрольных заданий.
1. Сравните аскетизм в христианской и в буддистской традициях.
2. Сопоставьте два высказывания И. Канта:
- «Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»;
- «Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».
Получается, что красивый поступок – это не добрый, а добрый – не красивый. Так ли это? В чём состоит усилие при совершении доброго дела?
3. Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
- В чём же отличие справедливости от добра?
- Какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром?
4. Попробуйте закончить мысль:
а) «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие люди…» (Конфуций);
б) «Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо…» (Мо-Цзы).
в) «Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что…» (Конфуций).
5. Почему ни Будда, ни Конфуций, ни Сократ, ни Иисус сами не записали своих учений? О каком специфическом свойстве этического знания свидетельствует данное обстоятельство?
6. Согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью? Возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье? Чем различаются счастье и блаженство? В каких этических учениях именно блаженство считается целью стремлений?
7. В чем состоит принцип гуманизма, выдвинутый в эпоху Возрождения? Чем эта трактовка гуманизма отличается от прочих.
8. Какие аргументы приводили Аристотель и Эпикур в пользу приоритета духовных удовольствий над чувственными? Какие духовные удовольствия Вам известны?
9. Почему древние греки считали дружбу самым совершенным отношением между людьми и ставили ее значительно выше любви?
10. Каково христианское понимание принципа гуманизма, в чем его специфика по сравнению с другими историческими формами гуманизма?
11. Каким образом христианство совмещает, с одной стороны, признание человека ответственным за свои действия, а с другой стороны, внушает человеку смирение и послушание, отречение от своей воли?
12. Источником всякого зла в Библии считается гордыня. Что это такое в Вашем понимании? В чем ее отличие от гордости?
13. Мораль Ветхого Завета основана на законе. Мораль Нового Завета основана на любви и Божественной благодати. Как Вы понимаете это различие?
14. Прочитайте ряд русских поговорок:
«С волками жить – по-волчьи выть»;
«Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй»;
«С кем поведешься, от того и наберешься»;
«С собакой ляжешь – с блохами встанешь».
Какая черта традиционной нравственности в них отражена?
15. В Библии записано, что кража – это лишение человека имущества, чего-то материального. Почему же это нравственное, а не только экономическое преступление?
16. Выскажите ваше мнение, почему 10 заповедей даны как моральные, а не правовые, хотя их содержание и включено в Уголовный кодекс?
17. Какие суждения Вы отнесете к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным:
– бедность не порок;
– что хочу, то ворочу;
– кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;
– старших надо уважать;
– молодые должны отдавать родителям земной поклон;
– ребята, давайте жить дружно;
– на добро надо отвечать добром;
– джентльмен должен держать слово?
18. Война всегда была бедствием для людей, в XIX веке возникло движение пацифизма, отвергающее и осуждающее всякую войну.
- Как соотносятся пацифизм и патриотизм?
- Является ли пацифизм формой гуманизма?
19. Какие черты, по Вашему мнению, отличают русский народ?
- коллективизм,
- патриотизм,
- трудолюбие,
- уважение к старшим,
- любовь к социальной справедливости,
- индивидуализм,
- любовь к наживе,
- религиозность,
- толерантность,
- воинственность.
Охарактеризуйте систему нравственности современного русского общества.
20. Моралисты всегда жаловались на «упадок нравов», это продолжается и сейчас. Почему же мораль до сих пор не исчезла совсем? Какие способы улучшения нравов в нашем обществе Вы бы предложили?
21. Могут ли оказаться безнравственными:
– помощь старому человеку,
– благотворительный взнос,
– забота о воспитании ребёнка,
– защита слабого?
Чем могут быть испорчены наши добрые, на первый взгляд, поступки?
22. Разделите действия на нравственные и приятные:
– дарить подарки,
– радоваться чужому горю,
– раскаиваться за совершённое зло,
– давать взятку,
– возвращать долг,
– ставить студенту двойку.
Какие выводы о соотношении морали и удовольствия можно сделать.
23. Оцените с точки зрения приличий и нравственности следующие действия:
– не возражать старшим, что бы они ни говорили,
– жениться из-за денег,
– носить вызывающие наряды,
– включать по ночам громкую музыку,
– здороваться при встрече.
Сделайте выводы: что делает поведение приличным, а что нравственным?
24. Часто мораль кажется клеткой, ограничивающей наши желания и стремления. Какие правила морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?
25. В бандитском сообществе есть свои правила взаимоотношений. Можно ли сказать, что в нем действует своя мораль? Какая? Чем она отличается от морали законопослушных граждан?
26. Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия.
27. Сравните «золотое правило нравственности» («Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе») с житейским правилом: «Относись к другим так, как они относятся к тебе».
28. Мы часто мечтаем об абсолютной свободе. Что бы Вы сделали по принципу «всё дозволено» в первую очередь?
29. Наличие свободы ставит нас в ситуации нравственного выбора. Оцените, всегда ли он есть:
а) у того, кого наутро повесят;
б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);
в) у юриста, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?
30. Имеет ли человек моральное право на самоубийство? Самоубийство свидетельствует о каких-то свойствах мира или только о качествах самоубийцы?
2.Перечень комплексных практических контрольных заданий.
1. Напишите по выбору краткое эссе по теме: «Этические принципы профессиональны сообществ юристов» (адвокатов, судей, полицейских, следователей).
2. Ознакомьтесь с некоторыми статьями Всеобщей декларации прав человека, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году:
Ст. 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Ст. 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
Ст. 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Ст. 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
Ст. 29. 2. При осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
- Проанализируйте общечеловеческое и конкретно-историческое содержание Декларации.
- Какими нравственными системами некоторые из этих ценностей были бы отвергнуты?
3. Рассмотрите трактовку соотношения морали и права у ряда философов:
Гегель: «Правовое и моральное не могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву недостаёт момента субъективности, а мораль опять-таки односторонняя, ибо обладает единственно лишь субъективностью и, таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью».
Кант: «Таким образом, учение о праве и учение о добродетели отличаются друг от друга не столько своими разными обязанностями, сколько характером законодательства, связывающего с законом различные мотивы».
В.С.Соловьёв: «Для юриста лишение жизни есть нарушение права, или урон, противозаконно причинённый жертве преступления и общественному порядку, но с чисто нравственной точки зрения лишение жизни не есть ещё тем самым урон, а может быть даже приобретением для убитого – убийство есть несомненный урон только для убийцы – не как факт, а как последнее слово той злобы, которая сама уже есть урон для человека, поскольку она роняет его достоинство как разумного существа».
- В чём едины право и мораль?
- Чем «субъективна» мораль и «объективно» право?
- Чем отличается моральная мотивация от правовой?
- В чём различие правового и морального законодательства?
- Чем моральное преступление отличается от правового?
4. Чем отличается ошибочная моральная позиция от позиции аморальной? Прокомментируйте высказывания:
Цицерон: «Свобода – это зависимость от законов»;
Ф.М. Достоевский: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»;
Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или свободным для чего?».
5. Какие принципы традиционной нравственности отражены в следующих группах пословиц:
а) «Сын без примера отца угощения не устроит, дочь без примера матери наставления не примет» (тюрк.);
«Ремесло отца сыну подобает» (туркмен.);
«Адсохні тая рука, што на бацьку падымаецца» (бел.);
б) «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.);
«Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркмен.);
«Дома і салома едома, на чужыне і гарачы суп стыне» (бел.);
в) «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (рус.);
«Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.);
г) «Один в поле не воин» (рус.);
«Одинокий пыли не подымет» (туркмен.);
«Адным колом плоту не падапрэш» (бел.).