Всеобщая история 6 класс
Разделы параграфа:
1. Занятия жителей Америки
2. Как жили майя
3. Ацтеки
4. Государство инков
5. Народы и государства Африки
6. Культура народов Африки
Народы и государства Америки в Средние века:
· население состояло из множества племён и народностей;
· различные занятия населения: большинство занималось охотой и рыболовством, на юге и на возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие;
· слабо развитое скотоводство и почти полное отсутствие приручённых животных: собаки на севере, ламы на юге, из птиц только индейки и утки;
· не были изобретены колесо, плуг и огнестрельное оружие; не использовалось железо; орудия труда и оружие из дерева, камня и бронзы; использование серебра и золота как обычных металлов (большие природные залежи);
· у большинства народов родоплеменные порядки;
· наиболее развитые народы – майя, ацтеки и инки.
Майя:
· населяли полуостров Юкатан и прилегающую область Центральной Америки;
· общинное земледелие на расчищенных от джунглей участках земли; развитые ремёсла;
· существование городов с каменными строениями и храмами, мощёные каменными плитами улицы и дороги, развитая письменность, использование календаря (одного из самых в Древности и Средневековье), астрономические наблюдения (обсерватории в городах).
Ацтеки:
· пришли в 13 в. в долину на плоскогорье в Мексике;
· строительство города Теночтитлан на островах посреди озера; соединение островов дамбами, улицы и каналы, каменные строения и храмы;
· нехватка на островах земель для земледелия, создание плавучих полей на плотах;
· школы для знати и простых горожан; собственная письменность и литература (гимны богам и эпические поэмы).
Инки:
· образовали в 12 в. в Андах (горы на западе Южной Америки) государство Перу; центр государства – город Куско с прилегающей долиной; глава государства – верховный Инка;
· постепенное завоевание соседних племён, подчинение больших областей;
· государство военного образца: строгая дисциплина, многочисленная армия; обязанность служить в войске, либо заниматься земледелием;
· общины из семей землевладельцев; трудности земледелия в горах; деление пахотных земель на три части по распределению урожая – жрецам, верховному Инке и самому крестьянину;
· содержание из государственных запасов воинов и чиновников, пострадавших при неурожаях, вдов, инвалидов и стариков;
· строгий государственный контроль потребления, запрет иметь больше необходимого, в случае голода казнь ответственного чиновника;
· две общегосударственные дороги, постоялые дворы и склады для войск и чиновников; почтовая связь (гонцы);
· отсутствие письменности;
· строительство каменных крепостей, храмов и дворцов.
Народы и государства Африки в Средние века:
· неравномерное развитие народов в разных частях Африки;
· различный образ жизни и занятия: пигмеи, бушмены и другие племена Центральной Африки занимались охотой и собирательством; кочевники Южной Сахары занимались скотоводством, народы Северной и Средней Африки занимались земледелием в оазисах и речных долинах, жители океанских побережий занимались рыболовством;
· приручение и использование верблюдов и слонов;
· разнообразие религиозных культов, преобладание язычества, распространение мусульманства после арабских вторжений и колонизации Северной Африки в 8 в.;
· возникновение государств в Западном Судане – междуречье и долинах рек Нигер и Сенегал, месте пересечения торговых путей от Гвинейского залива до Средиземного моря;
· самое древнее государство Судана – Гана; расцвет Ганы в 10 в., богатство царской семьи и родовой знати за счёт торговли золотом и солью; вторжение в конце 11 в. войск султана североафриканского государства Марокко, захват и разрушение столицы Ганы, выплата дани султану, принятие ислама; после изгнания марокканцев подчинение Ганы государству Мали;
· расцвет государства Мали в 13 в., завоевание соседних территорий, добыча золота и контроль караванных путей; принятие правителем Мали и его приближёнными ислама, переселение в Северную Африку мусульманских купцов;
· государство Аксум на побережье Южной Аравии: расцвет в 4-5 вв.; контроль караванных путей и части территорий Восточного Судана, тесные связи с Византией; в 7 в. потеря Южной Аравии после арабского вторжения; распад государства на отдельные княжества, прекращение существования в 10 в.;
· города-государства на восточном побережье Африки;
· государство Монопотама в междуречье рек Замбези и Лимпопо: возникло в начале 11 в.; развитая добыча железа, золота и медной руды; земледелие, скотоводство, ремёсла, каменное строительство;
· наиболее развитая культура у народов Западного Судана после распространения ислама – развитие архитектуры; появление мусульманских школ, духовных училищ и библиотек; создание письменности на основе местных языков; сохранение местных древних традиций в искусстве;
· освоение европейцами Африки с античности; торговля с жителями северо-западного побережья в 14 в., начало европейской торговли «чёрными рабами».
Главное:
· народы средневековой Америки создали своеобразное политическое и общественное устройство, и оригинальную культуру, значительно отличающуюся от культуры народов Европы и Азии;
· средневековая Африка была особым миром и территорией хозяйственных, культурных и религиозных контактов с европейской цивилизацией и мусульманской культурой.
Учебные материалы:
Видеоурок – https://www.youtube.com/watch?v=QuKiVbzQn9Q
Аудиоурок – https://www.youtube.com/watch?v=6unC6Dd9C-s
Дополнительные материалы:
Древнейшие цивилизации Доколумбовой Америки – https://www.youtube.com/watch?v=nQC31Ajyyr8
Народы Африки в средние века – https://www.youtube.com/watch?v=ANhtefpJknY