Когда мы говорим том, что предприятие функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия. Люди планируют свою деятельность на день, месяц, год, затем организуют ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед то, что сделали с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций.. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ – это конкретные виды управленческой деятельности, которые объясняют разделение труда в управлении. Т.е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления
Функции управления можно разделить на общие и специальные.
Общие функции менеджмента указывают последовательность осуществления управленческого процесса. Их объединяют в следующие группы: планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация.
v Функция планирования.
План – это социально-экономическая модель будущего состояния предприятия. Планирование – процесс создания cложных социально-экономических моделей состояния предприятия. Планирование бывает:
ü Стратегическим (10-15 лет)
ü Тактическим (3 – 5 лет)
ü Оперативным (до 1 года)
Все эти планы взаимосвязаны и в совокупности образуют генеральный или общий план предприятия. (Не путать с бизнес-планом).
Принципы планирования:
ü Точность
ü Полнота (системность)
ü Реальность
ü Экономичность.
Функция организации.
Организация – это средство для достижения целей организации
- это совокупность звеньев и связей , расположенных в строго иерархической зависимости | - это комплекс мероприятий, обеспечивающих структуру / действий |
Функция мотивации .- это процесс побуждения сотрудников для достижения личностных целей и целей организации. Менеджеру важно знать, какими мотивами руководствуется сотрудник, чтобы через эти потребности добиваться от подчиненного нужных действий.
Выделяют две базовые группы теорий мотивации:
v содержательные теории базируются на идентификации внутренних побуждений личности, заставляющих человека действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Теория иерархии потребностей по Абрахаму Маслоу
Данная теория признана самой известной, которая именуется ещё как теория человеческих потребностей.
Содержание уровней потребностей людей:
Выживание | 1) физиологические |
Защита от опасностей | 2) безопасности и защищенности |
Причастность к чему-либо | 3) социальные |
Признание | 4) уважение |
Рост, реализация | 5) самовыражение, самореализация |
В основании иерархии потребности лежат врожденные потребности физиологического свойства - выживание (потребности в пище, одежде, жилье);
По мере того как человек удовлетворяет свои физиологические потребности, у него возникает потребность следующего уровня – потребностей в безопасности (неспособность зарабатывать в старости, неопределенность будущего);
Следующий уровень – социальные потребности (человек нуждается в причастности к какому-либо делу, коллективу);
Потребность в уважении – связана с признанием, ощущением того, что другие люди нуждаются в тебе и результатах твоей деятельности;
Высший уровень потребностей – потребность в самореализации (люди стремятся реализовать присущие им способности, таланты, возможности).
Теория Д.МакКлеланда (приобретение потребностей)
Автор выделял три уровня потребностей:
ü потребность во власти (или в оказании влияния);
ü потребность в успехе;
ü причастность.
Двухфакторная модель Фредерика Герцберга
Фредерик Герцберг на основе экспериментальных исследований предположил, что на мотивацию и удовлетворенность персонала влияют две группы факторов и предложил свою теорию мотивации персонала — Двухфакторную теорию мотивации.
Двухфакторная теория мотивации — психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы. Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе 200 инженеров и бухгалтеров одной крупной фирмы описали ситуации, когда их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют 2 основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работ:
· Факторы, удерживающие на работе и
· факторы, мотивирующие к работе.
Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.
Факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям. Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.
Таким образом, исходя из теории, можно сказать, что 2 группы факторов приводят к следующим результатам:
1) факторы мотивации — к удовлетворенности трудом.
Примерный список мотивационных факторов: Достижения, карьера, премия за достижения, достижения, свобода действий, получение информации, карьера на основе достижений, ответственность, признание, ответственность, постановка главных целей, планирование, использование опыта, собственно работа, признание, сотрудничество.
2) факторы гигиены — лишь к отсутствию неудовлетворенности
Примерный список факторов гигиены: экономические: зарплата и доплаты к ней, социальные преимущества, пенсионные льготы, отпуск, обучение, оплачиваемое работодателем, физические: рабочая обстановка, организация труда, предписания. Рабочее место: чистота, освещенность, температура, месторасположение, социальные: сотрудники, команда, праздники, увлечения, дома отдыха, статус, престиж компании/продукта/брэнда, оценка работы, титулы, привилегии, сохранение рабочего места, безопасность труда.
Таким образом, для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворенности), а затем — наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности).
1. процессуальные теории базируются на идентификации на том, как ведет себя личность в процессе познания.
Теория В.Врума: «Теория ожидания»
Заключается в том, что состояние в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к получению желаемого результата.
Теория С.Адамс «Теория справедливости»
Заключается в том, что человек, получая вознаграждение, соизмеряет его с затраченными усилиями и сравнивает с вознаграждением, которые получают другие.
Теория Лазлер «Комплексная модель мотивации»
Сочетает в себе элементы теории ожидания и теории справедливости, соединяя их в единый мотивационный процесс.
v Функция контроля.
Контроль – это процесс сопоставления фактически полученных результатов с запланированными
Выделяют три вида контроля:
ü Предварительный (осуществляется до начала работ)
ü Текущий (осуществляется в процессе работы)
ü Заключительный (осуществляется после окончания работ)
Все три вида взаимодействуют и представляют систему контроля организации.
Этапы контроля:
ü Установка стандартов+
ü Сопоставление результатов
ü Выявление отклонений
ü Оценка отклонений
ü Устранение отклонений.
v Функция координации.
Координация – это функция, которая связывает планирование, организацию, мотивацию и контроль в рамках единого управленческого процесса. Основными средствами координации является диагностика, в частности мониторинг и оценка.
Специальные функции менеджмента – это виды управленческой деятельности, которые дополняют общие управленческие функции, конкретизируя их с целью более точного воздействия. К ним относят:
ü Планирование: стратегическое, оперативное, тактическое
ü Организация: проектирование, адаптация
ü Мотивация: стимулирование, выявление мотивов
ü Контроль: предварительный, текущий, заключительный
ü Координация: мониторинг, диагностика, оценка и т.д.
Тема 4. Формы организации в системе менеджмента