СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина……....4
1.1. Понятие и история возникновения прав и свобод человека и гражданина…………………………………..…………………………......…4
1.2. Личные (гражданские) права и свободы………….…...…………………….7
1.3. Политические права………………………………………………………….10
Глава 2. Права человека и права гражданина……………………………..…..13
2.1. Права человека и права гражданина в гражданских правоотношениях…13
2.2. Право гражданина на имя: понятие и сущность…………………………..17
2.3. Защита права гражданина на имя………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..….27
Список использованной литературы……………………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью решения на государственном уровнепроблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью – защитой прав и свобод человека и гражданина. И на государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация. Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днем растет количество нарушений в этой области, в связи, с чем происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.
В современных условиях низкого жизненного уровня населения, экономических реформ, широкомасштабного скрытого давления на население со стороны многих властных структур, коррупции, невысокого уровня правосознания в обществе проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина лишь обостряются, избежать искажения действительного волеизъявления граждан как участников политического процесса не всегда представляется возможным.
Механизм гарантий реализации политических прав и свобод в России только формируется и во многом не совершенен. Новое российское и московское конституционное законодательство внесло существенные изменения в систему этих гарантий, в связи с чем теоретическое исследование этого законодательства и практики его применения становится более актуальным.
Объектом исследования являются общественные отношения граждан, возникающие в сфере гражданских правоотношений, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
право потребитель защита гражданский
Предметом исследования выступают гражданско-правовые нормы Российской Федерации, регулирующие правовые отношения, а также практика их применения.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие и историю возникновения прав и свобод человека и гражданина, а также затронуть конституционное регулирование прав на имя гражданина.
Для достижения поставленной цели решались конкретные задачи.
Задачи исследования:
1. изучить понятие права и свободы человека и гражданина;
2. проанализировать классификацию прав;
3. определить отличия прав человека от прав гражданина;
4. охарактеризовать такие понятия, как права человека и гражданина в гражданских правоотношениях;
5. обратить особое внимание на конституционное регулирование прав на имя гражданина.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы определяется ее направленностью на совершенствование гарантий реализации политических прав на имя гражданина. Разработанные в ходе исследования теоретические положения и практические рекомендации могут способствовать совершенствованию федерального законодательства в указанной сфере.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического словаря.
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
Понятие и история возникновения прав и свобод человека и гражданина
Права человека являются одной из вечных проблем развития человечества в различных сферах, которая находится в центре внимания философской, правовой, политической, религиозной мысли. B разные исторические времена менялось и само представление о праве. Это объяснялось тем, что общество, государство и право в той или иной степени, развивалось.
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей, а государство в свою очередь, обязано обеспечить их защиту и реализацию.
Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение. С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.
Наиболее важное значение для человека имели многочисленные мифы и сказания, которые обосновывали образцы должного и запретного поведения. Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали ни должного паритета общественных и частных интересов, в котором так нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей.
Учёные разных исторических времён, как зарубежные, так и наши отечественные, имели разное представление о праве, о его формировании, развитии. Вот цитаты некоторых ученых-правоведов.
Морозова Л.А считал право – «олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми» Сократ (469-399 до н.э.) и Платон (428/427-348 /347 до н.э.) [1] в своём правопонимании так же исходили из совпадения справедливого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость.
Матузов Н.И. полагал, что «формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители зарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение».
Р. Иеринг, знаменитый германский юрист, считал, что "Содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия"т. e интересы общества в целом, а единственным источником права является государство.
Алексеев С.С, российский и польский учёный, рассматривал право как явление, порождённое личным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. «Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман»[2]. Пo мнению С.С. Алексеев, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы»[3]. C этим мнением следует согласиться, так как в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным. Малоразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.
Из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.
Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст.29 Конституции РФ. В-третьих, права человека - это не юридическая догма. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества.